Кино по Бабелю сняли в Иркутском драмтеатре
Съемочная площадка развернулась на основной сцене Иркутского драмтеатра им. Н.П. Охлопкова. Олег Пермяков поставил здесь спектакль «Закат» по пьесе Исаака Бабеля. Его режиссерский прием заключается в том, что действие разворачивается внутри съемок фильма, делая театральную условность еще более условной. Поэтому, когда в спектакле появляется певец Борис Гребенщиков, точнее, его пародийный двойник, и поет в одесском кабаке начала XX века «Славное море, священный Байкал», не особенно удивляешься, ведь в кино возможно все. Премьера спектакля состоялась 26 марта.
Действие этой трагикомической пьесы Исаака Бабеля разворачивается в пространстве, придуманном главным художником театра Александром Плинтом, между тремя экранами. Боковые демонстрируют нам виды Одессы начала прошлого века, а на центральном плещутся волны. Многоуровневые ярусы сцены оформлены, как камни набережной. При этом декорации, которые, казалось бы, должны погрузить нас в атмосферу приморского города, создают ощущение, что перед нами старый Иркутск и Байкал.
«Закат» – далеко не первый спектакль, поставленный на иркутской сцене барнаульским режиссером Олегом Пермяковым. Есть, например, «Поминальная молитва», с которой драмтеатр решился расстаться только после того, как исполнитель главной роли, народный артист РФ Виталий Венгер, перестал выходить на сцену, и «Елизавета Бам» по Даниилу Хармсу.
В новой постановке живет и играет всеми красками и «вкусное» бабелевское слово, наполненное своеобразным одесским юмором, и колоритные персонажи. Причем западают в душу не только главные действующие лица, но и эпизодические, например, мосье Боярский (Яков Воронов), мадам Попятник (Елена Мазуренко), Двойра (Виктория Инадворская), мадам Вайнер (Татьяна Фролова).
Комичность и драматизм многих мгновений в спектакле усиливают и крупные планы. Лица актеров в ключевые моменты появляются на экране вместо морского пейзажа. Этот прием привносит в спектакль преимущества кинематографа.
– Думаю, что кинематограф сегодня вошел в театр как полноправный партнер, – считает Олег Пермяков. – Ведь кино помогает выявлять крупные планы, фиксировать внимание на отдельных сценах.
На самом деле, этот постановочный ход, а также анекдоты, которые травят артисты после каждого возгласа кинорежиссера «Стоп! Снято!», скорее смягчают главную тему спектакля – о том, как сложно человеку изменить свою судьбу. Ведь центральный герой постановки – Мендель Крик (Николай Дубаков) – не только побит своими сыновьями, но и ломается внутренне, пытаясь выйти из однажды заданной колеи. Владелец известного на всю Одессу извозопромышленного заведения, он вдруг влюбляется в молоденькую Марусю (Анастасия Пушилина), решает продать свое дело и уехать в Бессарабию «разводить сады». При этом негодование его сыновей – криминального авторитета Бени Крика (Дмитрий Акимов), гусара Левки (Александр Братенков) и жены Нехамы (Татьяна Двинская) – вызывает не сам факт возможного расставания с близким человеком, а попытка выйти за пределы определенной ему функции. Они и думать не хотят, что поведение главы семейства не просто иллюстрация народной мудрости «седина – в голову, бес – в ребро», а попытка на закате жизни осмыслить свое существование и изменить его. Увы, время ушло, ошибок прошлого не исправить.
В целом спектакль получился по-хорошему театральным, внутренне насыщенным проблематикой. В нем есть место смеху, слезам и даже песням, ведь действие сопровождают комические и лирические музыкальные номера, которые еще больше погружают зрителя в разыгранную на сцене историю.