28.03.2014 07:15
Рубрики
Культура
Теги
28.03.2014 07:15

Уехать, чтобы вернуться

Режиссер Сергей Куцевалов мечтает экранизировать рассказы Валентина Распутина

Говорят, что Приангарье богато талантами, правда, многие из них, чтобы добиться признания, отправляются в столичные центры. Поэтому особенно отрадно, когда кто-то возвращается на родину, чтобы реализовать свои творческие замыслы. Московский режиссер, уроженец Братска Сергей Куцевалов, который недавно поставил в Иркутском ТЮЗе спектакль «Остров сокровищ», никогда не терял связи с малой родиной. О своей творческой жизни и планах Сергей Куцевалов рассказал корреспонденту «Областной».

– Вы связали свою жизнь с творческой профессией. Что определило ваш выбор?

– В юности я увлекся кино, ведь в 1980-е годы в клубах показывали не только комедии, но и фильмы Курасавы, Бергмана, Тарковского, Феллини и другие шедевры мирового кинематографа. Потом я занимался в молодежном камерном театре Александра Олейника. И мой первый педагог перетянул меня в сторону театра. В Москву я переехал в 1991 году. В 2003 году поступил в Щукинское училище, закончив которое, начал работать режиссером театра и кино. Моя мама до сих пор живет в Братске, поэтому связи с родным городом я не теряю. Кстати, это касается и творчества, в 2010 году я поставил в Братском драматическом театре спектакль «С любимыми не расставайтесь», а в 2012 году – «Провинциальные анекдоты» по произведению Александра Вампилова.

– Кем вы себя больше ощущаете – театральным или кинорежиссером?

– Как и в театре, в документальном кино, которым я занимаюсь, важно раскрыть внутреннее состояние человека. Например, когда мой отец скончался от рака, я снял фильм «Школа милосердия» о добровольцах московского хосписа. Это был колоссальный эмоциональный опыт для всей нашей съемочной группы. Поэтому я считаю себя режиссером в широком смысле этого слова.

– Какая художественная концепция в театральной режиссуре вам ближе всего?

– Мне близок театр представления Всеволода Мейерхольда. Наверное, отчасти поэтому я снял фильм про его внучку – «Маша и Мейерхольд». Думаю, Константин Станиславский был, прежде всего, выдающимся театральным педагогом, который умел блестяще воспитывать артистов, тогда как Мейерхольд занимался больше театральными формами.

– Чем вас привлекла фигура внучки Мейерхольда?

– Мария Воробьева-Мейерхольд всю жизнь посвятила не просто популяризации наследия своего дедушки, но восстановлению исторической справедливости. Когда Мейерхольда арестовали, Зинаида Райх ей сказала, что нужно защищать деда. И она занималась этим всю свою жизнь. Уверен, именно благодаря Марии мы так много знаем об этом выдающемся мастере.

– Слышала, что вы иногда создаете сценарии для детективного сериала «След»?

– Да, бывает иногда. Когда возникает увлекательная история, интересно работать и для криминального сериала. Правда, там очень жесткие рамки в плане формата. По моим сценариям снято несколько серий. Но меня больше привлекает писать сценарии для документального кино. Например, сейчас есть идея снять целый цикл фильмов о первых советских олимпийцах, ведь в живых осталось всего несколько человек.

– А нет ли идей документальных фильмов, связанных с малой родиной?

– Я хочу снять фильм о Викторе Соломоновиче Сербском и его уникальной библиотеке, но пока не нашел финансовой поддержки проекта. Есть также мечты снять игровое кино по поздним рассказам Валентина Распутина. Но эта тема для отдаленного будущего.