07.04.2014 07:15
Рубрики
Культура
07.04.2014 07:15

Шедевры Пикассо, Кандинского и Миро в Иркутске

Выставка «Великие классики ХХ века. Пабло Пикассо, Хуан Миро, Василий Кандинский» открылась в Иркутском художественном музее им. В. П. Сукачева. На ней представлено более 70 произведений в технике печатной графики этих выдающихся авторов. Все работы приобретались за рубежом группой красноярских инвесторов для показа в России.

– Эти великие художники сыграли огромную роль в становлении всего искусства XX века и, прежде всего, такого основополагающего направления, как модернизм, который повлиял на архитектуру, дизайн, музыку, моду, телевидение и стал целой эпохой, еще до конца не пережитой. Без них не было бы фовизма, кубизма, абстракционизма, сюрреализма и других направлений современного искусства, – считает заместитель директора музея по науке, куратор выставки Татьяна Огородникова.

Коллекция представляет огромный интерес, прежде всего, потому что работы этих художников мало представлены в российских музеях.

Тем более увидеть в таком количестве их графические произведения – редкая удача, ведь все эти авторы известны как живописцы. При этом графику каждый из них считал основополагающей в своем творчестве. Например, испанскому художнику Пабло Пикассо, творчество которого буквально вместило в себя весь XX век, техника офорта и литографии давала возможность выразить сиюминутные впечатления и эмоции. В экспозиции представлено 25 черно-белых и цветных графических работ, посвященных характерным для него темам «Коррида», «Художник и модель» и другим.

Работы русского авангардиста Василия Кандинского созданы в технике литографии и ксилографии. Это графика его немецкого периода, образы которой более геометричны, спокойны.

– Искусство, которое приходило на смену импрессионизму, было построено на принципе – изображаю не только то, что вижу, но и то, что знаю. К этому времени ученые открыли атом. Художники раньше других почувствовали перемены, которые начали происходить во всех сферах жизни. И эти перемены они отражали на своих полотнах, – отмечает куратор выставки.

Чтобы лучше понять самых ярких представителей живописи прошлого века, нужно рассматривать не только внешнюю декоративность их работ, но и стараться увидеть и прочувствовать то внутреннее напряжение, которое они несут. Это касается и произведений испанского художника Хуана Миро, одного из лидеров абстрактного направления в искусстве XX века. Приехав из Испании во Францию, он знакомится с Пабло Пикассо и обращается к сюрреализму – бессознательному искусству.

– Хуан Миро работает, прежде всего, знаками и символами, также для него очень важен цвет и линия, – говорит Татьяна Огородникова. – Пространство художник обозначает условной линией горизонта, небесными светилами в верхней части картины и волнами или пучками растений в нижней. Есть у него и символы-посредники или вестники, осуществляющие связь между небом и землей – это птица, кролик, лестница в небо, глаз и ухо, человеческая фигура, как в работе «Персонаж, бросающий камень в птицу» или «Собака, лающая на луну». Синий цвет для него – весь огромный мир, а закругленные линии – земля, которая заключает в себе великое и малое.

Кстати, помимо глубокой смысловой нагрузки произведения Пикассо, Кандинского и Миро приносят и чисто эстетическое наслаждение. Получить собственные впечатление от работ великих художников XX века можно до 25 мая.