18.04.2014 07:15
Рубрики
Общество
Теги
#газ
18.04.2014 07:15

А зачем в квартире газ?

Почему жители городов Приангарья отказываются от голубого топлива

Иркутская область много лет ждет прихода газа. Он нужен и предприятиям, и, как всегда считалось, населению. Однако в последнее время жители ряда городов Приангарья чуть ли не массово отказываются от голубого топлива. Почему это происходит, выясняла газета «Областная».

Ангарский феномен

Ангарск – уникальный город не только в масштабах Иркутской области, но и страны. Он является одним из самых благоустроенных в России. Практически все дома Ангарска, кроме новостроек, газифицированы, причем топливо поступает по газопроводу, проложенному от нефтехимического предприятия – АНХК.

По сути, это квазиприродный газ, он идет по такому же трубопроводу, как шел бы с месторождения. Отличие состоит только в том, что это голубое топливо – продукт нефтепереработки, пропан-бутан. Протяженность подземного газопровода составляет 239 км, внутридомового – 320 км. Дома в Ангарске изначально проектировались под газовое оборудование, и электропроводка в них не рассчитана на электропечи.

Между тем с каждым годом все больше жителей города нефтехимиков приобретают электроплиты. Газ при этом не просто перекрывается каким-либо вентилем – внутри квартиры обрезают газовую трубу. Будет ли возможность восстановить все, что уже порушено, если возникнет такая необходимость, – большой вопрос. Пока об этом никто не думает. Мало того, все новостройки Ангарска вообще на газ не рассчитаны. Об этом не позаботилась местная администрация. Для перехода на сетевое газоснабжение необходимо выделить бюджетные средства на корректировку проектной документации наружных и внутридомовых сетей газопровода, на соответствующие согласования, а также на производство строительно-монтажных работ специализированными организациями.

Почему же все-таки люди стали предпочитать газу электричество? С таким вопросом мы обратились к директору филиала ОАО «Иркутскоблгаз» – «Ангарскгоргаз» Павлу Караулову. Как выяснилось, причин множество, но большинство из них кроется в несовершенстве законодательства.

Постановление правительства РФ от 14 мая 2013 года «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» обязывает собственников содержать печи в технически исправном состоянии. Для этого заключаются договоры со специализированными организациями. Цена технического обслуживания газовой плиты – в среднем 453 рубля в год – не вошла в тариф за газ, и дополнительные расходы вызвали недовольство населения. До 2005 года стоимость техобслуживания входила в тариф, но затем последовало разъяснение ФСТ о том, что поставка газа – это коммунальная услуга, а техобслуживание – услуга по содержанию жилья.

Недовольство вызывает и такой факт: если абонента на момент проверки не было дома, газ отключают всему подъезду. Людей, которые без голубого топлива не могут даже чайник вскипятить, такое положение дел, конечно же, не радует.

Следующая причина – ремонтные работы. Сети ветшают, случаются аварии, и чтобы все восстановить, требуется время. На период ремонта люди вынуждены обзаводиться электроплитками, и некоторые после этого решаются совсем отказаться от газа.

Серьезную роль в предпочтении электричества газу играет и цена. Сетевой газ в Ангарске стоит 15 рублей 15 копеек за кубометр. Норма потребления – 5,3 м3 в месяц на одного человека, это чуть более 80 рублей. То есть, семья из четырех человек в месяц должна потратить за голубое топливо 320 рублей. Сумма за свет, как правило, меньше.

Сохранить и преумножить

Как рассказал Сергей Мендюк, первый заместитель директора ОАО «Иркутскоблгаз», еще более массовый характер носит отказ от голубого топлива в городах, где используется не сетевой газ, а поступающий из групповых резервуарных установок. В частности, подобная ситуация сложилась в Иркутске. Дело в том, что цена сжиженного газа из общих резервуаров, которые стоят в некоторых дворах, – 40 рублей 04 копейки за килограмм. Норма потребления – 5,4 кг на человека в месяц, то есть 216 рублей. Таким образом, семья из четырех человек в Иркутске должна платить за газ 864 рубля в месяц, зачастую это дороже электричества.

Раньше сжиженный газ тоже, в основном, поставлялся с АНХК, но теперь предприятие отказывает в нем в прежних объемах, и топливо приходится покупать в других регионах. Отсюда и рост цен. Есть и еще одна серьезная проблема, связанная с газом в баллонах: его стали продавать различные компании по цене ниже установленной. Потребители, использующие такой вид топлива, стремятся, конечно, купить то, что подешевле, но баллоны в таких фирмах не проверяются должным образом, и это может привести к печальным последствиям.

Всего в столице Восточной Сибири газом оснащено около 13 тыс. квартир. Сетевым топливом в Ангарске – почти 90 тыс. Только в 2013 году от газа в городе нефтехимиков отказались 700 абонентов. В масштабах всего населенного пункта вроде бы немного, но тем не менее – это уже тенденция. Нельзя не принимать в расчет и то, что проблемы с электропроводкой, которая не рассчитана на все увеличивающуюся нагрузку, могут привести к пожарам. Поэтому даже такая цифра выглядит устрашающе.

В Иркутске желание отключиться от газа каждый месяц в письменной форме высказывают 20–30 абонентов. Если полностью целый дом откажется от использования этого топлива, сохранять сети никто не будет. А вдруг природный газ все-таки придет на иркутскую землю? Придется все строить заново. Кстати, на сегодня стоимость природного газа в Иркутской области, предназначенного для приготовления пищи, составляет, по разным данным, от 2 до 4 рублей за кубометр. Такой цене потребители, конечно, были бы рады. Так, может, пока не стоит разрушать инфраструктуру, специально созданную для приема голубого топлива?

Как отметили в министерстве жилищной политики и энергетики Иркутской области, отказ населения от голубого топлива – это системная проблема. Есть и понимание того, что стоит только убрать нагрузку с газовых сетей, их разрушат, распилят, сдадут в металлолом. Когда газ придет в территории, необходимо будет все восстанавливать. Поэтому сейчас стоит задача максимально сохранить оборудование в надлежащем техническом состоянии. Но, как подчеркнули в министерстве, заставить собственников жилых помещений пользоваться тем или иным видом топлива невозможно, они сами вправе выбрать энергоноситель. В связи с этим прорабатывается вопрос развития электросетей низкого и среднего напряжения, строительства подстанций.

Сейчас, если жители обращаются в облгаз или его филиалы с просьбами отключить подачу голубого топлива, их отправляют в управляющие компании ЖКХ для согласования данного вопроса. В Ангарске представители УК уже прошлись по домам и развесили объявления угрожающего содержания: «В связи с возросшей энергоемкостью бытовых электроприборов, установкой дополнительного электрооборудования в квартирах, и принимая во внимание физический и моральный износ электропроводки, потребителям запрещается использовать бытовые приборы, мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки. В жилых домах, где нет электропечей, категорически запрещается их установка без согласования и выдачи технических условий на присоединение дополнительных мощностей. Во исполнение постановления Госстроя РФ от 2003 года собственник жилого фонда обязан осуществлять модернизацию и реконструкцию электрооборудования жилых домов с целью обеспечения возможности пользоваться бытовыми электроприборами мощностью до 4 кВт. Электропечи выпускаются мощностью от 6 до 8 кВт. Собственник, завышающий разрешенную мощность, несет персональную ответственность за невыполнение правил и постановлений». Но в соответствии с действующим законодательством никаких мер за игнорирование этих требований применить невозможно.

Алексей Климов, министр промышленности и лесного комплекса Иркутской области, отметил, что эта тема, безусловно, требует широкого обсуждения.

– Разница в тарифах между электроэнергией и газом, наверное, должна быть каким-то образом компенсирована. Нужно делать экономические расчеты и смотреть, насколько целесообразны те или иные шаги. Проблема, сложившаяся в Ангарске, выглядит очень серьезно и требует детального рассмотрения, – подчеркнул он.