24.04.2014 10:00
Рубрики
Территории
Теги
24.04.2014 10:00

Вопросы этнокультурного образования

Обсудили на межрегиональной конференции в УОБО

В поселке Усть-Ордынский прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Бурятский язык: история и современность» в рамках X форума «Образование Прибайкалья – 2014». На мероприятие были приглашены представители общественности и педагоги из Республики Бурятия и Забайкальского края.

Организатором конференции выступили министерство образования Иркутской области, администрация Усть-Ордынского Бурятского округа, отдел образования на национальных (родных) языках администрации округа.

Курсы для тех, кто хочет изучать родной язык

В самом начале заседания Анатолий Прокопьев, руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа, объявил, что в округе ведется планомерная работа по сохранению и популяризации родного языка.

– Начатая в 2013 году программа по развитию родного языка продемонстрировала свою высокую эффективность и значимость для развития образовательных учреждений с этнокультурной составляющей общего образования. Полноценное решение проблемы сохранения родного языка возможно только в том случае, если язык будет использоваться во всех сферах общественной деятельности: бытовой, культурной, административной и в средствах массовой информации, – сказал глава округа. – Также помимо организации общеобразовательных процессов мы будем работать над созданием факультативов, в частности, клуба по изучению бурятского языка и национальной культуры.

По словам руководителя округа, пока, к сожалению, язык преподается не во всех школах Усть-Ордынского округа даже в факультативном порядке. Задача – вернуть его в образовательные учреждения. Также будут организованы курсы, в том числе для взрослых, желающих изучать родной язык.

Необходимо, чтобы каждый старшеклассник округа не просто знал несколько фраз на бурятском языке, а свободно на нем общался, знал произведения поэтов и писателей, историю своей семьи и своего народа. Это первоочередная задача министерства образования, которая всемерно поддерживается губернатором Иркутской области, – отметил заместитель министра образования Максим Парфенов.

По словам педагогов и чиновников, во многом благодаря позиции областной власти в деле сохранения бурятского языка и культуры за последние два года произошли серьезные продвижения. Можно с уверенностью констатировать, что выстроена последовательная система изучения родного языка, культуры и традиций.

У соседей

В ходе конференции выяснилось, что также целенаправленно ведется работа в Агинском Бурятском округе. А вот у соседнего региона – Бурятии, напротив, языковая политика практически не ведется.

– Казалось бы, что Бурятия, обладающая статусом республики, должна служить примером в вопросах возрождения национального языка. Но, к сожалению, мы этим не можем похвастаться, – констатировала Гарма-Ханда Гунжитова, заместитель директора Восточного института Бурятского госуниверситета.

Одним из пропагандистов изучения бурятского языка является в Бурятии общественное движение «Буряад соел», которое создал активист Булат Шагжин.

Круглые столы

100 участников конференции разделились на три секции и за круглыми столами заслушали 34 доклада. В первой секции обсуждали тему «Построение эффективной модели этнокультурного образования в современной школе». Вторая была ориентирована на «Творческое наследие общественных деятелей, просветителей, писателей, поэтов-выходцев из Усть-Ордынского Бурятского округа и их роль в сохранении и развитии бурятской литературы». Третья площадка была посвящена «Этнокультурным традициям как источнику духовно-нравственного воспитания детей». Каждая секция выбирала лучший доклад.

Преподаватели Иркутского и Бурятского госуниверситетов, школ дополнительного образования округа, Боханского педагогического колледжа, Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы делились наработанным опытом, рассказывали о достижениях в условиях этнокультурного образования.

Резолюция конференции

Итогом работы конференции стала резолюция, где были учтены все предложения участников. Первоочередной задачей является продолжение разработки регионального образовательного стандарта по бурятскому языку для образовательных учреждений Усть-Ордынского Бурятского округа, начать работу по созданию единых образовательных программ по бурятскому языку и литературе «Бурятский язык как родной» для общеобразовательных школ, разработать положение об аттестации учителей бурятского языка и литературы на высшую квалификационную категорию. Отделам образования на национальных (родных) языках, по национальной культуре администрации УОБО совместно с редакцией газеты «Усть-Ордын унэн» провести организационную работу по созданию клуба бурятского языка и национальной культуры при Усть-Ордынском национальном центре народного творчества. Одним из пунктов резолюции обозначено создание рабочей группы по подготовке и изданию словаря диалектных слов Прибайкалья.