Сергей Тен: Сохранение дорог – задача не менее важная, чем их строительство
Ежегодно российским дорогам наносится ущерб, размер которого, по оценкам экспертов, составляет более 1 трлн рублей. Эта сумма равна общему объему всей системы дорожных фондов. Такие данные на научно-практической конференции «Модернизация и комплексное развитие транспортной инфраструктуры Сибири» сообщил депутат Государственной думы Федерального собрания РФ, заместитель председателя комитета по транспорту Сергей Тен.
Выполняя поручение президента
Участникам конференции депутат Госдумы напомнил, что президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача – к 2020 году удвоить в стране количество автомобильных дорог. Нет сомнений, что поручение президента будет выполнено преимущественно по федеральным трассам. Только в 2013 году в эксплуатацию введено более 600 км автомобильных дорог. Абсолютным прорывом транспортной отрасли можно считать подготовку к Олимпиаде в Сочи и Универсиады в Казани. Так, в Сочи построено порядка 400 км дорог, развязок, мостов, эстакад и туннелей, более 200 км железнодорожных линий.
– Вызывают опасения темпы строительства и реконструкции региональных и межмуниципальных дорог. Регионы по прежнему «акцизные» средства тратят не по назначению, – отмечает Сергей Тен. – Для решения государственных задач необходимо повысить эффективность использования региональных дорожных фондов и обеспечить их целевое использование. Эта тема постоянно поднимается в Государственной думе, подготовлены поправки в Бюджетный кодекс. Еще одна тема, от которой напрямую зависит нормативное состояние наших дорог, вновь строящихся и существующих, – это их сохранность и обеспечение весового контроля на дорогах. По подсчетам экспертного сообщества, мы ежегодно теряем порядка 1 трлн рублей на дорогах, это сопоставимо с объемом всех дорожных ассигнований. Получается, то, что мы строим и ремонтируем, разрушается в течение года.
Сергей Тен твердо убежден, что сохранение дорог – задача не менее важная, чем их строительство. Сегодня движение большегрузного транспорта по дорогам общего пользования стало нормой. Эксплуатируются грузовые автомобили с нагрузкой на ось 13 тонн и выше, в то время как дороги регионального и местного значения в большей своей части построены под нагрузку 8 тонн на ось и ниже. Депутат сообщил, что в Иркутской области на 12600 км региональных дорог приходится всего один стационарный пост весового контроля, расположенный на федеральной дороге в районе Мегета, и два передвижных. Отсутствие должного контроля на дорогах приводит к тому, что на дорогах общего пользования появляется все больше по своей сути карьерный транспорт, занимающийся перевозкой инертных материалов – песка, ПГС, щебеня, в области это еще продукты лесопереработки. В качестве положительного примера решения данной проблемы депутат назвал посты весового контроля, работающие в автоматическом режиме. Информация о нарушении в режиме онлайн может поступать в ГИБДД или фиксировать нарушение с выставлением штрафных санкций и отсылать собственнику транспортного средства уведомление по почте. Примеры развития таких постов уже есть: на федеральной сети их число достигает 12, на региональной сети такие посты появились в Новосибирской области и Республике Татарстан.
– Мной внесена поправка в ФЗ «Об автомобильных дорогах» о запрете выдачи специального разрешения на перевозку делимых грузов сверх требуемых значений. После решения задачи весового контроля останутся две главные стратегические задачи для субъектов. Первая – это реализация комплекса мер, направленных на приведение существующей сети автомобильных дорог регионального значения в нормативное состояние. И вторая задача – исполнение поручения президента Российской Федерации по удвоению объемов строительства автомобильных дорог, – подчеркнул Сергей Тен.
Ставка на государственно-частное партнерство
Также депутат рассказал о многочисленных проблемах, имеющихся в железнодорожной отрасли. Например, на железнодорожных путях ежедневно простаивает до тысячи вагонов, из-за чего компании, без учета упущенной выгоды и времени, теряют 150 млн рублей ежедневно. Кроме того, по словам депутата, транспортные расходы достигают в себестоимости российской продукции 25–30%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет всего 8–9%. Сергей Тен рассказал о ряде законодательных инициатив, которые находятся в Государственной думе, призванных решить копившиеся годами проблемы. Так, готовятся поправки в Устав железнодорожного транспорта, «О железнодорожном транспорте», законопроект «О регулярных пассажирских перевозках». Все они направлены на повышение эффективности использования подвижного состава, решения проблем безопасности.
– Отдельно выделю поправки, которые призваны ужесточить ответственность представителей поставщиков за некачественный товар. Мы знаем примеры схода вагонов из-за бракованных деталей на Забайкальской железной дороге и ВСЖД. Отдельный болезненный вопрос – это сокращение пригородных железнодорожных перевозок в субъектах РФ. На сегодня отменено порядка 300 пригородных поездов. Причина – неполная компенсация пригородным компаниям потерь в доходах от установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня. Государственная поддержка не покрывает всех расходов, и в очередной раз ответственность спускается на регионы. В большинстве из них бюджеты и так дефицитные, поэтому подход в каждом отдельном случае должен быть свой. Есть состоятельные регионы, а есть те, кому государство обязано помочь, – подчеркнул Сергей Тен.
В своем докладе депутат Госдумы затронул и тему развития авиации. Сегодня это самая динамично развивающаяся отрасль транспорта. Ежегодный прирост составляет от 15 до 20%. Открываются новые направления, идет модернизация самолетного парка, работают программы субсидирования перевозок. Так, в Иркутской области открыты рейсы в Усть-Илимск, Усть-Кут, Киренск. Регион принимает активное участие в федеральных программах по субсидированию пассажирских перевозок.
– Сегодня принято два закона о привлечении иностранных командиров судов для работы на российских авиалиниях и по развитию бюджетных авиакомпаний, – сообщил Сергей Тен. – Хочу подчеркнуть, что в приоритете должна стоять безопасность пассажиров и улучшение качества жизни людей. Поэтому искусственно ограничивать развитие отрасли нет никакого смысла.
Также Сергей Тен считает важным вопросом законодательное закрепление понятия внутренних водных путей регионального значения. Ситуация сегодня такова, что большинство речного транспорта не подпадает под действие Кодекса внутреннего водного транспорта, другие нормативно-правовые документы. В настоящий момент, по словам депутата, законопроект внесен в российский парламент.
Подводя итог своему выступлению, Сергей Тен отметил, что для экономического роста как страны в целом, так и субъектов Федерации необходимо обеспечить системное развитие всех видов транспорта.
– Государство, применяя экономические механизмы, должно подталкивать бизнес к увеличению производительности труда путем снижения издержек. Активнее необходимо включать принципы государственно-частного партнерства. Средства, вложенные в инфраструктуру, дают быстрый, а главное – мультипликативный эффект, – резюмировал депутат Госдумы.