Спасти аварийный лайнер
В Иркутском аэропорту прошли масштабные учения
Службы «Международного аэропорта Иркутск» и подразделения МЧС в ходе совместных учений проверили навыки по тушению аварийного лайнера и спасению пассажиров. Как отмечают специалисты, в условиях печальной статистики авиакатастроф в Иркутской области такие тренировки всегда остаются актуальными. Вся спасательная операция вместе с тушением заняла чуть больше 20 минут и получила по пятибалльной шкале оценку «4+».
– Только за прошлый год в аэропорту Иркутска 14 раз объявлялся сигнал «Тревога». Это значит, что с воздушным судном в полете происходило что-либо, что требовало аварийной посадки. Поэтому службы учатся, готовятся, тренируются и всегда находятся в боевой готовности, – отметил начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта «Иркутск» Сергей Марчук.
Всего в учениях были задействованы около 100 человек и более двух десятков единиц техники. По легенде на борту самолета, направляющегося в Иркутск из Новосибирска, загорелся двигатель. При посадке судна могут возникнуть сложности, в частности, не будет выпущено шасси, и от высокого трения фюзеляжа о взлетно-посадочную полосу возможно возгорание. Кстати, специалисты аэропорта вспомнили, что похожий случай уже был в Иркутске в 1986 году, и тогда тушение лайнера прошло успешно.
Обычно самолет выгорает за пять-восемь минут, поэтому от слаженных действий всех служб зависит судьба десятков пассажиров и экипажа. В ходе учений первыми стали действовать специалисты службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, они покрыли взлетную полосу слоем воздушно-механической пены, чтобы предотвратить возгорание от трения фюзеляжа. В спасательной операции также используются четыре аэродромных пожарных автомобиля с емкостью цистерны от 8,5 до 13 тонн, заправленной водой и пенообразователем. Подобная техника не используется на «гражданке», но для устранения авиапроисшествий, когда необходимо тушить крупный пожар, классическими пожарными автомобилями не обойтись.
В считанные минуты пожарные ликвидировали возгорание севшего самолета и приступили к эвакуации пассажиров и экипажа, с помощью приставных лестниц бойцы быстро поднялись к аварийным выходам и после их вскрытия вывели людей из лайнера. Медики прямо на полосе оказали экстренную помощь пострадавшим.
– После спасательной операции необходимо быстро убрать самолет со взлетно-посадочной полосы, чтобы не мешать взлету и посадке других лайнеров. Наши специалисты применили пневмо-тканевый подъемник и тягач, чтобы приподнять судно и откатить его в сторону, – пояснил Сергей Марчук.
На всю операцию было затрачено чуть больше 20 минут. По мнению руководителей учений, не обошлось без шероховатостей, поэтому ими была выставлена оценка «4 с плюсом». Подобные крупномасштабные тренировки проводятся два раза в год, и все действия сотрудников спасательных служб отрабатываются до автоматизма.