«Этот День мы приближали, как могли...»
В начале войны комсомольцы Иркутского завода тяжелого машиностроения им. Куйбышева решили строить танки для фронта. Уже в октябре 1941 года был объявлен сбор денег, молодежь трудилась на субботниках, а вырученные средства поступали на специальный счет в Госбанке. Комсомольцы, молодежь Иркутска, а затем и всей области, активно включились в дело, отчисляя на танки заработанные деньги и сбережения и собрав за несколько месяцев 2 млн 842 тыс. 855 рублей.
Весной 1942 года была построена и отправлена на фронт первая колонна боевых машин. Почти сразу начался сбор средств на вторую колонну, в Фонд обороны поступило от жителей области 12 млн 300 тыс. рублей. Среди тех, кто счел своим долгом откликнуться на призыв комсомольцев, была доярка колхоза «Красный Харагун» Шарха Няголова.
О Шархе Даниловне в ту пору часто писали в районной газете. Передовая доярка, дважды участница Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства, зажиточная крестьянка – по газетным заметкам того времени складывается портрет женщины. Она родилась в Тарасе в 1882 году и стала свидетелем потрясений и смены эпох, тяжелым колесом прокатившихся по судьбам ее земляков.
В деревне Харагун Боханского аймака был образован колхоз, куда вступила и Шарха. Трудолюбивая и ответственная работница стала передовиком, ей удавалось получать рекордные надои, свыше 4000 литров с коровы, при том, что доить приходилось вручную ежедневно 25–35 коров. Ей самой приходилось раздавать корма, принимать телят, выхаживать их и растить до полугодовалого возраста.
Труд харагунской доярки был отмечен почетными грамотами, о ней часто писали в «Колхозной правде», и как особое признание заслуг – она в 34-м становится делегатом первого победного съезда колхозников-ударников, а через пять лет участвует во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Еще дважды за свои производственные достижения Шарха Няголова удостаивалась чести представлять свой аймак в Москве, но на третью свою выставку она так и не попала – началась война.
Шарха Даниловна, узнав о том, что в Иркутске начали готовить танки для фронта, и объявлен сбор средств, горячо откликнулась на призыв. Продала корову из личного хозяйства, собрала все сбережения и передала 65 тыс. рублей на постройку танка. Женщина, как сейчас бы сказали, с активной жизненной позицией, которая не раз была депутатом областных и окружных съездов передовиков, не могла оставаться в стороне. Именной танк в составе иркутской колонны ушел на фронт. Боевая машина, в создании которой участвовала простая сибирская крестьянка, выполнила свою задачу, и, думается, Шархе было отрадно знать, что ее труд также приблизил Победу.
После войны Няголова была удостоена медали за доблестный труд в годы Великой Отечественной. Она не оставляла свою работу и в зрелом возрасте. Ее дочь Ольга Константиновна до сих пор поражается, как мать выдерживала такой ритм. Ежегодно выдавая высокие показатели на ферме, она и дома успевала вести большое хозяйство. Районные партийные работники, приезжая в командировку в Харагун, останавливались в доме Няголовых. Сама Ольга, единственный выживший ребенок из десяти детей Шархи, закончила педучилище и переехала в одноименную деревню Харагун Баяндаевского района.
Сюда Ольга перевезла и маму. Жизненная энергия Шархи Даниловны, не растраченная за годы тяжелого труда, пригодилась в воспитании семерых внуков. Дочь рассказывает, что благодаря маме не пропустила ни одного рабочего дня. Для матери поехала хлопотать о пенсии. «В округе мне сказали, что таких, как Шарха Даниловна Няголова, нет больше в округе, – вспоминает Ольга Константиновна, – ей, как пенсионерке окружного значения, платили 70 рублей». До глубокой старости сохраняла она бодрость духа и ясный ум.
Без малого 100 лет прожила Шарха Няголова, великая труженица, внесшая немалый вклад в Победу. Материалы о ней бережно собирают и сохраняют в Харагуне. И дочь Шархи Даниловны хранит историю ее жизни.