Русской моды не существует
Считает искусствовед Александр Васильев
Блуза из шелка с росписью по рисунку Василия Кандинского из гардероба актрисы Татьяны Лавровой. Зимнее пальто из меха обезьяны – часть туалета народной артистки СССР Ольги Лепешинской. Мужской спортивный костюм из двойной байки конца 1940-х годов. Более 60 уникальных предметов гардероба, которые стали яркими свидетелями эпохи, можно увидеть на выставке «100 лет русской моды. Возвращение» из коллекции известного историка моды Александра Васильева. Она открылась в главном здании Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева.
Ведущий популярной передачи «Модный приговор» впервые представил в Сибири специально созданную для Иркутска подборку одежды и аксессуаров и проанализировал национальную манеру одеваться.
– Иркутск – первый город в Сибири, где я показываю свою коллекцию костюмов, – рассказал Александр Васильев. – До этого за Уралом ее видели только во Владивостоке. Однако я бывал в вашем городе уже несколько раз, и в каждый приезд посещал художественный музей, коллекция живописи которого мне очень нравится. Поэтому стоять в этом лучшем в Иркутске зале для меня радость. К сожалению, здесь я смог представить небольшую часть собрания из-за недостатка места и манекенов. Не все платья могут застегнуться на современных манекенах, поскольку параметры мужчин и женщин сильно изменились. Например, на платьях XIX века размер талии 50 см, у толстух – 65. И это при росте 150–155 см и 34–35-м размере ноги.
Всего в коллекции телеведущего около 50 тыс. экспонатов. Они были собраны в течение 35 лет и являются собственностью фонда Александра Васильева. Коллекция содержится в двух больших хранилищах площадью 200 кв. м. Все экспонаты хранятся горизонтально, в темноте и в папиросной бумаге. В год фонд проводит около 10 выставок в разных странах мира.
– Я начал коллекционировать одежду, когда мне было 16 лет, – говорит Александр Васильев. – Первый предмет своей будущей коллекции – розовое платье калужской купчихи 1880 года я приобрел у родственницы по совету моей тети. Так началась моя страсть.
Иркутская выставка является небольшой частью экспозиций «200 лет русской моды» и «120-летия ГУМа», прошедших с большим успехом в Москве в 2013 году. Александр Васильев заявил, что в будни ее посещали 20 тыс. человек, а в выходные – в два раза больше. Тогда у бывшей иркутской телеведущей, а ныне московского имиджмейкера Яны Павлидис возникла идея показать выставку и в столице Приангарья. По словам заместителя директора художественного музея Татьяны Огородниковой, иркутская выставка еще до открытия вызвала огромный интерес горожан. Ведь на ней можно проследить историю русского стиля в одежде эпохи серебряного века, «ар-нуво», периода гражданской войны, НЭПа, времени русского конструктивизма, военного времени, бунта «стиляг», а также увидеть туалеты звезд советского экрана. Каждый костюм на выставке уникален по-своему, на многих из них есть элементы ручной отделки: кружева, вышивки бисером, шелком.
– Вообще эпохи, которая бы явилась эталоном элегантности, не существует, – считает Александр Васильев. – В каждом времени есть элегантные люди, которых всегда небольшой процент. В России серебряный век был более элегантным, потому что люди жили богато, и у них был широкий выбор одежды, в отличие от советского времени, которое можно охарактеризовать фразой «захожу в магазин, теряю весь адреналин». Но люди все равно выходили из положения – шили, вязали. А импортные вещи в ту пору символизировали все.
По словам Александра Васильева, его коллекция постоянно пополняется, особенно активно в последние годы, ведь в эпоху кризиса можно относительно недорого купить вещи от кутюр. Например, одно из последних его приобретений – 35 лотов из квартиры легенды мировой моды Эльзы Скиапарелли. Многие вещи историку моды дарят звезды и их наследники. Но мечте Александра Васильева об открытии музея моды в России пока не суждено осуществиться.
– Музей очень нужен нам для того, чтобы развивать вкус, ведь если нет истока, то нет источника, – считает Александр Васильев. – Мы уже уничтожили культурную элиту во время революции, а потом решили вырастить свою. В итоге, имеем, то, что имеем.
По мнению Александра Васильева, русская мода десятилетиями брала пример с западной:
– Русской моды не существует. У нас есть манера комплектовать одежду, сочетать цвета, презентовать себя, но все мы во власти западной моды. По сути, русская мода – это сарафан, косоворотка, платок, коса, но у нас все стесняются носить элементы этого костюма. Мы вообще в душе патриоты, а на деле нет. Ведь даже российские производители одежды стараются писать название своих марок латинскими буквами – так мы чуть-чуть «косим» под запад. Российские модельеры сильны в театральном костюме и слабы в мировой моде, потому что являются украшателями.
Историк моды также призвал иркутян пополнить его коллекцию и посетовал, что в нашей стране нет культуры сохранения предметов гардероба:
– В России к одежде языческое отношение – все боятся предметов гардероба умерших людей, и даже то, что принадлежало самым близким людям, стараются раздать. Мы не понимаем, что смерть – часть жизни, отрицаем ее существование и поэтому ничего не успеваем за отпущенный нам век.
Выставка будет работать до 17 июня.