23.05.2014 07:15

Мэрии Иркутска указали на дороги

Прокуратура признала их состояние и обустройство неудовлетворительными

Прокуратура Иркутска внесла представление в адрес мэра города. В нем надзорное ведомство требует устранить многочисленные нарушения в сфере дорожной деятельности. Они касаются неудовлетворительного состояния дорог, отсутствия разметки на многих трассах в течение нескольких месяцев, неправильного обустройства пешеходных переходов и прочее. Также надзорное ведомство указывает на то, что в областном центре до сих пор не принята единая схема организации дорожного движения. В то же время в ГИБДД сообщают, что в городе предпринимаются недостаточные меры для ликвидации большого числа очагов аварийности.

Пассажиры, вышедшие из автобуса № 30 на остановке «Пионерская», вынуждены пересекать улицу Розы Люксембург с большой осторожностью, несмотря на наличие пешеходного перехода. Опасения людей понять можно. Этот участок дороги давно уже считается аварийным.

– Переходить дорогу здесь неудобно. «Зебра» находится впереди автобуса, и когда его обходишь, с соседней полосы, бывает, выскакивают машины, а там даже нет ограждения. Да еще и с другой стороны перехода есть съезд к жилому дому, там тоже нужно быть начеку. Люди здесь частенько попадают под машины. Да и саму остановку не раз сносили во время аварий. У нее и остановочного кармана нет, почему ее не перенесут в другое место на несколько метров – не знаю, – недоумевает житель микрорайона Ново-Ленино Александр Селезнев.

По данным ГИБДД, этот участок трассы является очагом аварийности. Таковыми считаются 400-метровые отрезки трассы, где в течение года происходит три и более ДТП. Сотрудники инспекции констатируют, что из года в год количество таких опасных мест в областном центре практически не меняется. Если в 2012 году их в Иркутске насчитывалось 103, то в 2013 – 101.

– Улица Розы Люксембург у нас, можно сказать, – сплошной очаг аварийности от начала до конца. Практически перед каждым примыканием к Советским переулкам имеются очаги аварийности. По обе стороны находятся жилые кварталы, сама по себе проезжая часть имеет четыре полосы движения, характеризуется интенсивным движением транспорта. Там необходимо разнести пешеходные и транспортные потоки, построить надземные или подземные пешеходные переходы. Это также следует сделать в районе торгового центра «Джем Молл». В 2012 году там произошло 10 дорожно-транспортных происшествий, в которых 13 человек пострадали, а в 2013-м количество ДТП в этом районе увеличилось до 12, а пострадавших уже было 19. И все из-за того, что рядом с «Джем Моллом» проходит магистральная улица – объездная Первомайского, которая имеет четыре полосы движения, в то время, как возле торгового центра есть лишь нерегулируемый пешеходный переход, – говорит начальник отделения дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по Иркутской области Вадим Сметанин.

Когда происходит какое-либо дорожно-транспортное происшествие, на месте фиксируется, как влияют на аварию неудовлетворительные дорожные условия. Выясняется, что дефекты покрытия дорог, отсутствие или большой износ разметки на трассе, неправильная работа светофоров, недостаточная видимость дорожных знаков и прочие факторы являются если не основными, то сопутствующими причинами возникновения ДТП.

– В рамках взаимодействия с администрацией города мы направляем представления по конкретным ДТП, которые обязательны для исполнения в течение месяца. Мы разрабатываем мероприятия, которые по нашему мнению благотворно повлияют на ситуацию, информации направляются на имя мэра города, поскольку именно муниципалитет отвечает за состояние дорог. Однако в большинстве случаев мы получаем такие ответы: «Данные мероприятия не запланированы в бюджете города Иркутска в этом году и будут выполнены при формировании бюджета в следующем году». Но этого не происходит, – продолжает Вадим Сметанин.

Все аналитические справки, статистические данные ГИБДД направляет и в прокуратуру города Иркутска. В этом году надзорное ведомство провело масштабную проверку того, как в областном центре осуществляются мероприятия по безопасности дорожного движения. Выяснилось, что в 2013 году из всего количества ДТП с пострадавшими 79,7% произошло из-за ненадлежащих дорожных условий. За три месяца текущего года эта цифра уже составила 71,4%. В прокуратуре данную статистику называют удручающей.

– В течение пяти лет остро стоит вопрос дорожной разметки. Она в Иркутске наносится в два этапа краской, но краска при наших климатических условиях быстро истирается, а ее гарантийный срок составляет всего три месяца. То есть в период после схода снега и до момента, когда в апреле-мае на дорогах начинают наносить новую разметку, она попросту отсутствует, – комментирует старший помощник прокурора Иркутска Оксана Холодкова.

ГИБДД неоднократно направляла в городскую администрацию предложения о применении более современных материалов при нанесении дорожной разметки. Речь идет о холодном и горячем пластике. Однако, по словам Оксаны Холодковой, в мэрии считают эти мероприятия дорогостоящими и указывают на нехватку средств. Между тем специалисты надзорного ведомства и ГИБДД уверены, что использование пластиков будет более экономным. В 2010 году в качестве эксперимента на участках загруженных транспортным потоком трасс по улицам Баррикад и Олега Кошевого была нанесена разметка пластиком, и эти дорожные обозначения сохранились до сих пор. В то время как краску приходится обновлять два раза в год. Помимо этого, по-прежнему игнорируются замечания контролирующих органов о необходимости двухцветного исполнения разметки, что делает ее более заметной.

И это еще не все нарушения, выявленные прокуратурой в ходе проверки.

– Мы установили, что в городе отсутствует единая дислокация технических средств организации дорожного движения. Рядом нормативных документов, в том числе ФЗ «О безопасности дорожного движения», установлена обязанность органов местного самоуправления вести деятельность по организации дорожного движения на основе комплексного использования технических средств и конструкций. Но такой проект, в котором в том числе будет определено, где должен стоять определенный дорожный знак или светофор, сделан пешеходный переход, нанесена соответствующая разметка, отсутствует. Поэтому сейчас все это устанавливается чуть ли не на глаз, – подчеркивает Оксана Холодкова.

Сотрудники прокуратуры направили в администрацию Иркутска запрос по этому поводу. В мэрии сообщили, что сейчас идет анализ цен организаций, которые могут сделать проект организации дорожного движения.

В ГИБДД отмечают, что до недавнего времени вся улично-дорожная сеть Иркутска была, грубо говоря, бесхозной. На протяжении последних лет городской комитет по управлению муниципальным имуществом начал ставить на баланс администрации улицы. Однако в паспортах указывается только их название и протяженность, то есть без вышеуказанного проекта – своего рода генерального плана дорожной сети – обойтись нельзя. К тому же его отсутствие не позволяет достаточно эффективно вести контроль как за состоянием самой сети, так и за использованием средств, направленных на ее содержание.

– В 2012 году в администрацию города были направлены предложения о проведении 92 мероприятий по безопасности дорожного движения, из них были выполнены только 27, в 2013 году из 62 предложений исполнены только два. Проверкой также установлено, что городская комиссия по безопасности дорожного движения не контролирует и не исполняет даже собственные решения, – подводит итог Оксана Холодкова.

В числе других выявленных нарушений – так и не реализованные проекты реконструкции улиц Баумана, Академической, Маяковского, Розы Люксембург, отсутствие осветительных установок наружного освещения на ряде городских улиц, ненадлежащая очистка дорог от снега.

По результатам проверки прокуратурой был сделан вывод о ненадлежащей работе администрации Иркутска по организации дорожной деятельности, которая напрямую возложена законом на органы местного самоуправления.

Комментарий


Ольга МИХАЙЛОВА, прокурор города Иркутска:

– По результатам проведения проверки прокуратурой в адрес мэра города Иркутска внесено представление. Нарушения, также как причины и условия, сопутствующие им, должны быть устранены. Также поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, которые ненадлежащим образом исполняют свои обязанности на протяжении даже не нескольких месяцев, а лет. Мы рассчитываем, что администрацией будут выработаны конкретные меры, которые исправят ситуацию.