Регистрация бизнеса упростилась
Регистрация коммерческих организаций стала проще. С мая текущего года вступили в силу изменения в ряде нормативных актов, которые либерализовали данную процедуру для индивидуальных предпринимателей и обществ с ограниченной ответственностью.
Как рассказал заместитель руководителя УФНС России по Иркутской области Олег Фесенко, на уровне правительства РФ была утверждена «дорожная карта» – план мероприятий, в котором предусмотрено упрощение процедуры, связанной с регистрацией коммерческих организаций. В связи с этим ряд нормативных актов претерпел изменения, которые вступили в силу с мая 2014 года.
– Эти меры направлены на развитие малого и среднего бизнеса, – отметил Олег Фесенко. – Нормы распространяются на общества с ограниченной ответственностью и индивидуальных предпринимателей.
Одним из главных нововведений является отмена предварительной оплаты уставного капитала. Ранее при создании юридического лица заявителю необходимо было заплатить 50% уставного капитала – минимум 5 тыс. рублей. Теперь же на начальной стадии создания ООО не потребуется значительных вложений. Правда, учредителям все равно придется внести данную сумму в течение четырех месяцев со дня государственной регистрации юрлица. Но к тому времени у бизнесменов появится оборот, и оплатить взносы будет проще.
С мая этого года будущим бизнесменам не придется тратить деньги на нотариальное удостоверение подписи заявителя при государственной регистрации создаваемого юридического лица. Раньше это надо было делать, даже если заявитель обращался в регистрирующий орган лично или направлял документы по телекоммуникационным каналам с усиленной квалифицированной электронной подписью.
– До изменения в законодательстве необходимо было прийти к нотариусу, который проверял все сведения о заявителе, чтобы удостовериться в том, что документы подписаны действительно учредителем, – продолжил Олег Фесенко. – Затем нотариус заверял подпись заявителя. При этом бизнесмен оплачивал услуги нотариуса. Сегодня нотариальное удостоверение подписи заявителя не требуется, но только при личном обращении предпринимателя в налоговый орган без всяких доверенных лиц. Норма распространяется и на те случаи, когда документы предоставляются на регистрацию в электронном виде. Достаточно цифровой подписи заявителя без нотариального удостоверения.
Олег Фесенко добавил, что с 2013 года в налоговой службе был внедрен сервис интерактивной регистрации новых субъектов бизнеса – индивидуальных предпринимателей. Можно с помощью мобильных устройств, не используя цифровую подпись, направить заявление на создание своего бизнеса. При этом автоматически формируется приглашение на явку в налоговый орган. Когда будущий предприниматель приходит, весь пакет документов уже готов. Ему остается только подписать соответствующие бумаги и получить свидетельство о регистрации. Процедура занимает полчаса. С этого года законодатель разрешил воспользоваться данной услугой и юридическим лицам.
– На нас сейчас возлагается вся ответственность за проверку предоставленных сведений, – подчеркнул Олег Фесенко. – Но такая либерализация необходима для развития малого и среднего бизнеса. Надо признать, в последние годы предприниматели стали более дисциплинированными.
В 2013 году интерактивным сервисом воспользовались 667 индивидуальных предпринимателей. Из них половина была зарегистрирована. Остальные либо не явились в налоговый орган в назначенное время, либо представленные документы не соответствовали заявленным на сайте. В первом квартале 2014 года уже 605 физлиц подали заявление через портал налоговой службы, из них 231 – зарегистрированы.
По словам Олега Фесенко, с 1 июля услуги по государственной регистрации в регионе будут сконцентрированы в едином регистрационном центре – межрайонной инспекции № 17, находящейся в городе Иркутске, при этом сдать документы можно в инспекцию лично, многофункциональные центры государственных услуг на местах, отправить почтой или в электронном виде.
Еще одно важное изменение – с предпринимателей снята обязанность информировать налоговые органы, а также внебюджетные фонды об открытии или закрытии расчетных счетов. До мая текущего года, если бизнесмены не делали этого в установленный срок, их привлекали к административной ответственности. Размер штрафных санкций составлял 5 тыс. рублей.
– В практике налоговых органов такое нарушение было достаточно частым, – говорит Олег Фесенко. – Причем обычно организации не сообщали об открытии или закрытии счетов в силу каких-либо непредвиденных обстоятельств либо по незнанию из-за отсутствия квалифицированного бухгалтера. Сейчас обязательное информирование снято. Но налоговый контроль будет осуществляться, поскольку банки обязаны информировать об открытии или закрытии счетов налоговые органы посредством электронного документооборота.