«Зеркальность вод» Алексея Муравьева
Венеция, Ницца, Гонконг, Байкал – все эти разные географические точки объединяет водная среда, которая присутствует на каждой картине персональной выставки иркутского художника Алексея Муравьева. Экспозиция живописных работ «Зеркальность вод» открылась в иркутской галерее «Дом художника».
– Однажды я заметил, что в большинстве моих работ присутствует если не море, то Байкал или какая-нибудь река. А если нет водоема, то, например, идет дождь – то есть везде так или иначе – вода, – рассказал Алексей Муравьев.
Кстати, текучесть водной стихии созвучна самой творческой манере автора, в которой чувствуются отголоски любимого им импрессионизма. Приглушенные, но выразительные краски его работ погружают зрителя в мир нюансов и бликов, различных настроений и впечатлений. Всего на выставке можно увидеть 43 лирических пейзажа, число которых случайно совпало с возрастом Алексея Муравьева. Многие из них наследник известной иркутской творческой династии написал с натуры. Однако несмотря на высокий профессиональный уровень работ, автор, физик по образованию, не зарабатывает на жизнь изобразительным искусством.
– Так сложилось, что рисовал с детства, ведь я из творческой семьи, мой папа – народный художник России Александр Муравьев, мама – Анастасия Парыгина, всю жизнь проработала в художественном музее, брат Тихон и его жена Юлия – тоже художники, – рассказал Алексей Муравьев. – Можно сказать, что изобразительное искусство это наше семейное дело, поэтому не так давно я в 130-м квартале открыл галерею Муравьевых. И хотя я занимаюсь строительным бизнесом, творческих перерывов больше, чем месяц-два у меня не бывает. Мне постоянно хочется писать, а когда нет необходимости потом продавать работу, это дает большую свободу.
Хотя Алексей Муравьев и не получил систематического художественного образования, его учителями были такие известные иркутские авторы, как Владимир Тетенькин, Владимир Кузьмин, Валерий Зверев и Александр Муравьев.
– Алексей Муравьев – художник-реалист, воспитанный с детства на классических образцах живописи и творчестве его непосредственных учителей, – считает искусствовед Тамара Драница. – По своей сути, он является редким типом личности, способным соединить прагматическое и романтическое начала. Легко и непринужденно написанные работы Алексея Муравьева рождаются не из заранее обдуманной концепции, а из прямого и непосредственного созерцания художественных объектов, что позволяет ему передать живое обаяние природного мотива и характер интересного ему человека. Хочется отметить, что написанные в последние годы работы приобрели пластическую уверенность, композиционную свободу и особую внутреннюю энергетику, не растратив реалистической достоверности и позитивного отношения к жизни.