В Усть-Ордынском состоялся этнофестиваль конной культуры
Заезды иноходцев, скачки рысаков, соревнования по конкуру, игровые конные конкурсы, выставка-ярмарка народных ремесел, презентации туристических маршрутов и театрализованные представления… Яркую, по-настоящему захватывающую программу приготовили организаторы регионального этнофестиваля конной культуры, состоявшегося в поселке Усть-Ордынский в минувшие выходные. Мероприятие прошло под эгидой администрации УОБО и агентства по туризму Иркутской области.
Спортивный азарт
Этнофестиваль открывается проходом конной кавалькады по центральным улицам окружного центра. За полусотней всадников в национальных бурятских костюмах на ипподром устремляются толпы зрителей. Здесь заинтригованную публику ждут не менее увлекательные представления.
К участникам и гостям с приветственным словом обращается заместитель губернатора Иркутской области Сергей Дубровин:
– От имени главы региона Сергея Ерощенко я поздравляю всех с этим ярким событием. Сегодня мы возрождаем и поддерживаем древние традиции, учим наших детей и внуков национальной культуре.
Камлание шаманов о даровании долголетия и благополучия сменяются выступлениями творческих коллективов. Буряты, русские, татары, поляки, белорусы и украинцы исполняют народные песни. Под звуки бубна на небольшую сцену выбегают артисты государственного национального ансамбля «Степные напевы». Они показывают мистическую постановку «Гуйлта». Облаченные в абстрактные костюмы персонажи – духи полян, гор, рек и священных деревьев – окружают Гэсэра – небесного героя бурятского эпоса. Они всячески мешают ему спуститься на землю, завораживают танцем и музыкой. Звуки бубна усиливаются, ритм танца нарастает. Неожиданно оглушительный грохот и рев прерывается, обольстительные красавицы и ловкие баторы превращаются в забавных неуклюжих зверьков-тарбаганов, а освобожденный от чар Гэсэр выходит к людям. На поляну под уздцы выводят украшенного лентами и нарядной попоной символа года – коня Морин эрдэни. Выстроившись в круг, участники фольклорных выступлений начинают кружиться в огромном хороводе – ёхоре.
– Хоть говорим мы на разных наречьях, но позови, и услышишь ответ. Все мы родные, дружны мы навечно, это был прадедов наших завет! – под музыкальный аккомпанемент произносит ведущий.
Театрализованное представление сменяют конкурсы. С каждым испытанием обостряется накал борьбы. Зрителей захватывает настоящий спортивный азарт.
– Десять наездников участвуют в состязании «Связь с предками». По его условиям, костюм всадника и облачение лошади должны быть оформлены в одном стиле, – комментирует ведущий.
Первым перед зрителями показывается Алексей Жемчугов на лошади Мустанг из села Ользоны Баяндаевского района. Всадник, судя по остроконечной шапке, в костюме восточных бурят. Следом за ним появляется Андрей Иванов на жеребце Гнедко из села Нагалык. Он сидит в национальном бурятском седле и держит в руках бурятский лук. Далее перед трибунами в костюме казачьего атамана проезжает иркутянин Алексей Парфенов на рысаке Гелиос. В его руках – сверкающая на солнце казачья шашка. Попона и наколенники лошади – в цвет костюма казачьего атамана. Нина Зацепина на лошади по кличке Жаркий демонстрирует костюм крестьянки Забайкальского края, а Надежда Черепанова на жеребце Карабах – традиционный женский бурятский костюм. Большинством зрительских голосов победа присуждается Алексею Парфенову
Самый многочисленный и веселый конкурс – «Борьба всадников». В состязании по «добыче» чужих шапок участвуют около 30 наездников. Пыль из-под копыт взмывается выше лошадиных голов. За 10 минут на строго определенной площадке конкурсантам необходимо сорвать как можно больше шапок соперников. Хохот и крики болельщиков заглушают комментарии судьи:
– Участники без головных уборов – отъезжайте за пределы поля!
– Тяни его, тяни! Окружай! Не давай вырваться!
– Участники, просьба не выражаться! Не забывайте – вы все-таки спортсмены! – стараясь перекричать зрителей, надрывается судья. – Через четыре минуты после начала соревнований у нас осталось девять всадников!
Наконец, определен победитель – единственный оставшийся в головном уборе наездник – Петр Жемчугов из села Ользоны. У него за пазухой оказывается целых шесть шапок соперников!
Заезды скакунов, соревнования по конкуру и скачки иноходцев привлекают к ограждению ипподрома любителей племенных лошадей. Разгоряченная предыдущими конкурсами публика поддерживает наездников, расхваливая достоинства быстроногих любимцев.
За происходящим с огромным интересом следят приглашенные гости – коллектив консульства КНР в Иркутске.
– Мы узнали, что в прошлом году впервые прошел такой фестиваль, поэтому решили непременно побывать здесь нынче. Приехали полным составом, – говорит заместитель генерального консула по торговым и экономическим вопросам господин Чан Ши. – Зрелище по-настоящему захватывающее. Мы непременно расскажем о нем своим друзьям и обязательно порекомендуем им сюда приехать в следующий раз.
Этнотуризм в действии
Возле ипподрома – пестрый ковер из амулетов, войлочных панно, поделок из кожи, бисера, полудрагоценных камней и конского волоса. Елена Мохосова, уроженка села Гаханы Эхирит-Булагатского района, привезла целый набор кухонных досок, выполненных в технике декупаж. А Виктория Барташкинова из села Корсук – авторских кукол в национальных бурятских костюмах:
– Каждый костюм неповторим, – объясняет мастерица. – В нем каждая деталь что-то обозначает. Остроконечные шапочки носили молодые девушки, плоские – замужние женщины. Дыгыл – бурятское пальто. Хубанси – халат-безрукавка. Надевается на платье, сзади у него большой разрез, чтобы удобнее было скакать верхом.
В расставленных неподалеку юртах проходят презентации необычных туристических маршрутов. Эхирит-Булагатский район приготовил конный этнотур «Тропою наших предков».
– В туре представлена отличная возможность в течение короткого времени познакомиться с особо почитаемыми местами эхиритского и булагатского родов – священными горами Манхай и Байтог, – рассказывает глава Ахинского МО Галина Багаева. – Манхай – священная гора, связанная со многими преданиями и легендами. Это уникальный памятник древности с сохранившимися писаницами. Гора Байтог – место жертвоприношения эхиритских племен. До революции здесь проходили грандиозные молебны. Только на одном большом летнем тайлагане приносили в жертву до 100 лошадей и 300 овец! В Байтаге у нас также находится краеведческий музей. В нем собраны настоящие раритеты: старинная мебель, одежда, домашняя утварь, «хупсары» – бурятские паласы, изготавливаемые из шкур лошадей, и многое другое.
Делегация Аларского района рассказывает об уже претворенном в жизнь туристическом проекте «Александровский пруд» в поселке Александровск. Его помог реализовать предприниматель Сергей Котляров. Всего за год в селе построены уютные благоустроенные дома, баня. Для туристов организованы конные прогулки и игры в пейнтбол. На озере Аляты, говорят аларцы, в этом году также начинается строительство современной туристической базы.
Боханский район приглашает на «тур выходного дня», в котором участвуют три МО: Александровское, Олонки и Бохан. Тур включает посещение музея Раевского, памятника архитектуры Александровский централ, показ документального фильма о Боханском районе «Бег времени», а также посещение ярмарки сувенирной продукции.
Баяндаевский район поражает гостей сценами облавной охоты на медведя.
– Проект «Зэгэтэ-аба» – это зимний обучающий тур для охотников, желающих участвовать в охоте по правилам, имеющим тысячелетнюю историю, –- рассказывает после театрального действа исполнительный директор общественно-религиозной организации «Шахилган» Петр Ажунов. – Схема маршрута: Иркутск – с. Баяндай – улус Хуты. Гостям предлагается участие в шаманском обряде «Хангэдэ мургэл» и обряде очищения, размещение в охотничьем домике и непосредственно сама охота на копытных, которых великое множество на территории Баяндаевского района.
Нукутский район демонстрирует сразу несколько необычных проектов. Среди них – конные туры КФХ Александра Урбагаева и Игоря Лопарева. Первый предлагает прогулку к священной горе Турен – месту посещения небесного Гэсэра, второй – гору Таглан и полеты с нее на дельтаплане.
– Представляя данные туры, мы доказываем, что сельский туризм – это современно, актуально и модно, – говорит начальник экономического управления администрации Татьяна Суборова.
Подводя итоги фестиваля, заместитель губернатора Иркутской области, глава администрации УОБО Анатолий Прокопьев отмечает:
– Организуя данное мероприятие, мы ставили перед собой задачу не только сохранения и возрождения культурных и спортивных национальных традиций, но и реализацию конкретных туристических проектов. Хочется отметить, что они появились всего за год. Так, Эхирит-Булагатский район смог реализовать этнотур Евгении Бархоновой, Аларский район – «Александровский пруд». В конце года начнет работать музей под открытым небом «Млечный путь» в Баяндаевской районе. Это все результаты первого этнофестиваля. Второй стал знаковым мероприятием в жизни всей Иркутской области. Он приобрел межрегиональный и международный характер, вызвав интерес у наших соседей – Республики Бурятия и Забайкальского края, а также зарубежных гостей из Китайской Народной Республики и Южной Кореи. Сегодня можно с уверенностью сказать: этнофестиваль конной культуры – это площадка для обмена опытом, демонстрации возможностей, а также практической реализации проектов сельского туризма.