09.06.2014 07:15
Рубрики
Общество
Теги
09.06.2014 07:15

200 лет на защите иркутян от огня

В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович Романов издал «Наказ о градском благочинии», статьи которого строго регламентировали соблюдение правил пожарной безопасности «в городах и других селениях, а также в лесах». Дата подписания этого документа считается днем основания пожарной охраны России.

В 1722 году, при Петре I, в Российской империи была создана первая пожарная охрана – Петербургская (адмиралтейская). Через 70 лет свои профессиональные пожарные появились в Москве. А спустя еще полвека – 10 июня 1814 года – в Иркутске. До этого момента тушением пожаров в городе занимались казачьи полки, армейские формирования и простые жители. Так как это распределение обязанностей было неэффективным, создание органа, который бы единолично отвечал за пожарную безопасность города, стало необходимостью. По этой причине губернатор Николай Иванович Трескин и повелел основать в городе первую официальную пожарную охрану.

Согласно губернаторскому Положению, Иркутск был разделен на четыре подконтрольных участка, на каждом из которых расположилась своя пожарная часть и каланча. Руководили частями брандмейстеры, а самым главным среди пожарных города, начиная с 1909 года, был брандмайор. На вершинах башен круглосуточно дежурил смотрящий. Когда каланчист замечал дым, он звонил в колокол и вывешивал сигнальные шары с той стороны, где горело, – их количество и расположение соответствовали рангу сложности пожара. По команде иркутские огнеборцы выезжали в полной амуниции в указанное место, в зависимости от ситуации, на линейке, трубном, конно-бочечном ходу. По прибытии на место пожара команда, сняв ручной насос с телеги конно-бочечного хода, опускала так называемый забирный рукав в водоисточник, либо (при отсутствии таковых) в бочку – и вручную качала воду. Также в телеге всегда имелся ковш с длинной ручкой, что позволяло по возможности быстро набрать воду из водоема. Был в комплекте конно-бочечного хода и колокол – своеобразный аналог современной сирены. В летнее время в телегу обычно впрягали одну лошадь, а зимой и в периоды распутицы – по две и даже три, в зависимости от состояния дорог. При отсутствии водоемов воды в бочке хватало ненадолго, буквально на пять минут: деревянные емкости того времени имели объем от 150 до 400 литров. К тому же мощность первых брандспойтов была очень маленькой, поэтому часто даже небольшие пожары приводили к серьезным последствиям. Самый значительный ущерб городу нанес огромный пожар 1879 года – в огне тогда сгорело около двух третей иркутских зданий, в том числе и деревянная пожарная каланча в центре города, на нынешней улице Марата.

Пожарная охрана Иркутска за годы революционных событий 1917 года и гражданской войны оказалась в расстроенном состоянии: и без того не новые обозы пожарных дружин посылали на хозяйственные работы, бойцы занимались несвойственным им трудом, а представители хозяйственных учреждений нередко без надобности вмешивались в действия пожарных при тушении пожаров.

Каким-то образом повлиять на данные проблемы стало возможным только после окончания гражданской войны в Иркутске: в городе начали формировать органы, ответственные за состояние пожарного дела. В 1930 году должность брандмайора была упразднена, примерно в это же время было образовано самостоятельное Управление пожарной охраны города Иркутска, в дополнение к уже существующему Восточно-Сибирскому. Таким образом, в пожарной охране были установлены твердая организация и структура: все объектовые пожарные команды, независимо от ведомства, теперь подчинялись городским отделам пожарной охраны; те, в свою очередь, – отделу пожарной охраны НКВД области, а последний – Главному управлению пожарной охраны.

С появлением телефонной связи в корне изменилась и система пожаротушения. В 1933 году в городе был создан центральный пункт пожарной связи с единым коротким номером «01». С этой поры сообщения из любой точки города обрабатывал диспетчер. Он же направлял к месту происшествия необходимые силы. В тридцатые годы иркутский пожарный автопарк пополнился первыми серийными автомобилями: это были автонасосы ГАЗ-АА (ПМГ-1), произведенные на Горьковском автозаводе. Бака этой спецтехники объемом 147 литров хватало лишь для оказания экстренной помощи, что давало пожарным определенное время на поиск источника воды.

Послевоенные ЗИЛы, ЗИСы и ГАЗы значительно приблизились к современной технике как по объему цистерн, так и по пожарно-техническому вооружению. Эти спецмашины применялись при тушении пожаров очень долгое время – вплоть до середины 80-х годов, поэтому с годами их оснащение претерпевало изменения.

В 90-е годы, в эпоху непрекращающегося кризиса, городские пожарные части практически не комплектовались новой техникой, до последнего вырабатывая ресурс спецмашин, произведенных в 80-е и 70-е. Не проще обстояла ситуация и с обмундированием: большинство заводов либо снизили темпы производства, либо и вовсе закрылись. Учитывая сложившуюся ситуацию, Главное управление пожарной охраны обратилось к территориальным органам ГПС с предложением изучить вопрос о возможности производства пожарной техники на базе промышленных предприятий республик, краев, областей. В Иркутске к разработке и изготовлению пожарных машин приступило производственное объединение «Восток». Всего с 1993 по 2001 год предприятие выпустило 192 машины: пожарные автомобили связи и освещения (АСО-8), автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-431410 и АЦ-40 АСА-20 на базе КамАЗ (43101), а также автомобили первой помощи АПП-0.4-20 на шасси ГАЗ-330273. Однако сложное экономическое положение завода и отсутствие государственного заказа не позволили поставить производство на поток.

Дела начали меняться в лучшую сторону только ближе к нулевым: в 2001 году пожарную охрану передали в ведение МЧС, а наладившееся финансирование позволило за несколько лет практически полностью обновить городской автопарк. Теперь гарнизон пожарной охраны города постоянно пополняется новыми автомобилями, средствами пожаротушения и экипировкой, создаются новые полигоны для обучения и тренировки бойцов, а благодаря усиленному контролю предприятия и социально значимые объекты обеспечивают автоматизированную пожарную безопасность своих зданий, что в разы сокращает время прибытия пожарных подразделений к месту вызова.

Эволюцию иркутской пожарной техники и снаряжения горожане и гости столицы Приангарья смогут увидеть воочию уже через несколько дней – 10 июня двери для посетителей распахнет музей истории пожарной охраны Иркутской области в воссозданном здании каланчи на улице Тимирязева.