11.06.2014 07:15
Рубрики
Общество
Теги
11.06.2014 07:15

Журналистам рассказали об эффективном дизайне районных СМИ

В рамках фестиваля «Байкальская пресса – 2014» состоялся мастер-класс директора и шеф-редактора Медиагруппы «Феномен» Сергея Мешавкина. Он рассказал о том, как расставить акценты при верстке газеты и ключевых критериях газетной журналистской фотографии.

Сергей Мешавкин является разработчиком графических моделей для печатных СМИ, медиатренером, директором Медиагруппы «Феномен». В 1996–2005 годах был издателем и редактором газеты «Парма-Новости» (Пермский край), с 2005 по 2012 годы – арт-директором сети газет «Мой район» (Санкт-Петербург). Сейчас занимается дизайном и редизайном печатных СМИ, консалтингом в сфере визуальной журналистики. Сергей Мешавкин – победитель в 2005 году и призер в 2006–2012 годах российского конкурса «Газетный дизайн».

Среди собравшихся слушателей на мастер-классах в основном были представители районных СМИ Приангарья. Перед началом выступления Сергей Мешавкин отметил, что повысить эффективность чтения публикаций можно за счет внутренних резервов редакции. Газетный дизайн должен быть не красивым и оригинальным, а прежде всего, эффективным.

– Очень часто говорят: у нас маленькая районная газета, мы ничего не можем, это только в Москве и Санкт-Петербурге большие возможности. Неправда. Все можно сделать даже с небольшими ресурсами. Визуальная журналистика – это не просто модное выражение, это методика комбинирования ваших текстов и иллюстраций таким образом, чтобы достигнуть наибольшего эффекта чтения газеты, – рассказал эксперт.

По его словам, люди читают лишь 20–30% текста из всех газетных материалов номера. Чтобы повысить этот процент, важно придавать большое значение иллюстрациям и фотографиям. Визуальная журналистика отвечает за то, чтобы тексты и фотографии были взаимосвязаны между собой. Если это условие соблюдается, то человек читает статьи и запоминает информацию, которую до него доносят.

В визуальной журналистике существуют различные критерии. Прежде всего, нужно помнить про уважение к читателю. Оно выражается в четко выстроенных навигационных путях. Потребителю необходимо четко показать, где и какие материалы находятся, о чем тексты. Чтобы правильно ориентировать читателя, нужно использовать «точки входа». Это сигналы, на которые реагирует глаз и мозг человека. В газете роль маячков выполняют маленькие рубрики в подзаголовках, мини-заголовки, подписи к фотографии. Их в первую очередь видит человек, открывая газетный разворот. Даже если сам текст не прочитан, человек поймет, о чем идет речь.

Бытует мнение, что читатель начинает просматривать издание с правого верхнего угла нечетной полосы. Но Сергей Мешавкин не согласен с этим. По его мнению, потребитель изучает газету с самой большой и яркой точки входа. Это фотография либо заголовок ключевой публикации. Отсюда вытекает еще один критерий – организованность полос. Чаще всего они верстаются по отдельности. Однако Сергей Мешавкин рассказал, что читатель воспринимает не полосы, а газетный разворот. И этот факт необходимо учитывать при верстке.

Эксперт считает, что у каждого издания может быть свой неповторимый стиль. Хорошо, когда читатель может узнать полосу без логотипа и выходных данных. Это значит, у издания есть стиль. Правда, иногда ситуация может быть нивелирована, например, когда на весь район выходит одна газета.

Чаще всего читатель привыкает к стилю издания. Это как эффект 25-го кадра на телевидении. Человек не просто читает, но и вырабатывает алгоритм чтения газеты. Поэтому потребителя необходимо приучать к постоянным величинам. Но при этом нельзя забывать про новаторство. Газета живет всего один день и прочитывается в течение 15 минут. Поэтому потребителя нужно иногда удивлять. На все традиционные праздники появляются публикации со снимками на одни и те же темы. Если это День защиты детей, то мы увидим фото со счастливыми лицами малышей. А вот в одной небольшой газете к этой дате подошли креативно. Обложка была нарисована пятилетним ребенком.

Еще один случай, когда эффективная иллюстрация вызвала отклик читателей. В одном небольшом издании в качестве иллюстрации информации о пропаже ребенка в лесу была дана фотография пары стоптанных детских сандалий. В материале также присутствовала карта местности, где потерялся мальчик и фотографии людей, которые так или иначе имеют отношение к читателю – родители, соседи. Картинка психологически повлияла на читателей. В итоге ребенка искали почти месяц все местные жители.

Сергей Мешавкин также рассказал о фотожурналистике. Эксперт привел массу примеров, когда снимки, выполненные обычной «мыльницей», порой ничуть не уступали произведениям профессиональных фотографов. Поэтому если в редакции нет фотографа, то корреспонденты могут сами делать иллюстрации к своим материалам. При этом нужно также помнить о взаимосвязи текста и фотографии. Сергей Мешавкин не советует использовать снимки из интернета. Газета всегда должна публиковать документальные снимки. Это дает возможность подтвердить достоверность публикации. Важно, чтобы на фотографиях были изображены те люди, о которых и для которых пишутся материалы.