Проблема распространения ВИЧ требует пристального внимания властей и общества
В Иркутской области сохраняется высокий уровень пораженности ВИЧ-инфекцией, а профилактика заболевания недостаточно эффективна. О мероприятиях борьбы со СПИДом шла речь на заседании круглого стола, которое состоялось в комитете по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания региона. На нем представители власти, медики и общественные деятели договорились о консолидации усилий, необходимых для снижения остроты проблемы.
«ВИЧ-инфицированные люди сейчас такая же повседневная реальность, как больные простудой. И с каждым годом их становится все больше. Но не надо бояться. Надо знать», – с этих слов начинается документальный фильм, который презентовал на заседании круглого стола «Иркутский региональный общественный фонд противодействия наркомании и другим социально-негативным явлениям». Несмотря на то что вирус иммунодефицита человека был открыт еще в начале 1980-х годов, мифов вокруг него остается немало. Самый распространенный – это, собственно, отрицание самого факта существования ВИЧ.
– СПИД-диссидентские настроения сильны и у нас. Но вирус есть. Он уникален, обладает огромной скоростью размножения. Он изменчив и ускользает от иммунного контроля, поэтому лечить эту болезнь сложно, – комментирует главный врач «Иркутского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Юлия Плотникова.
В фильме было показано несколько интервью с людьми, заразившимися ВИЧ-инфекцией. У одной из женщин она перешла в стадию СПИДа. Даже открытая форточка может стать для нее причиной воспаления легких.
– Все мои внутренние органы воспалены. У меня постоянные сильные боли и слабость. Нет сил ходить, дышать трудно, – тихим голосом говорит иркутянка.
Как известно, во всем мире вирус иммунодефицита человека начал свое хождение по планете половым путем. В нашей же стране эпидемия развивалась параллельно с распространением наркомании. Тогда в 95,4% случаях ВИЧ передавался парентерально.
В Прибайкалье пик заражений пришелся на конец 1990-х – начало 2000-х годов. Многие потребители инъекционных наркотиков, даже зная о своем положительном ВИЧ-статусе, не обращались за медицинской помощью, ведь вначале заболевание проходит бессимптомно.
– Я болею уже четыре года. Поначалу ничего не беспокоило, а теперь не знаю, может, через месяц умру, а может, сумею протянуть еще несколько лет, – вздыхает другая героиня фильма.
Точка невозврата наступила в 2002 году, когда распространение инфекции вышло за пределы групп риска и охватило всю популяцию. Сейчас в Иркутской области эпидемия перешла в генерализованную стадию. Под удар ВИЧ может попасть кто угодно. Молодая жительница Иркутска в интервью документалистам, пряча лицо, рассказывает свою грустную историю:
– Я никогда не пила и не курила. Познакомилась с молодым человеком. Он выглядел вполне нормальным. Работал, хорошо одевался. Мы начали встречаться, а потом я узнала на обследовании, что заразилась ВИЧ. Выяснилось, что этот молодой человек прекрасно знал о своем заболевании, но скрывал это. Никогда бы не подумала, что со мной может такое случиться.
Это заболевание в среднем длится 9–12 лет, и представительницам слабого пола, которые все чаще попадают под прицел смертельного вируса, противостоять ему сложнее. Акушер-гинеколог Елена Свердлова приводит невеселые данные. У ВИЧ-инфицированных женщин доброкачественные опухоли шейки матки перерождаются в рак за полтора-два года. И если обычные больные «женской» онкологией после своевременно проведенной операции имеют шанс прожить не одно десятилетие, то носители вируса иммунодефицита и после успешного оперирования погибают в течение 3–5 лет.
Известно, что применение антиретровирусной терапии позволяет значительно увеличить шансы больного на долгую жизнь. В Прибайкалье, где высок процент ВИЧ-положительных беременных женщин, 94,5% из них проходят соответствующее лечение и в подавляющем большинстве случаев рожают здоровых малышей. А вот общий показатель зараженных, которые постоянно принимают поддерживающие иммунную систему препараты, гораздо ниже. Причем только у 17% подтверждена эффективность терапии. По общему мнению участников круглого стола, эта ситуация требует детального анализа.
В то же время, по данным за 2013 год, темы роста заболеваемости в Иркутской области составили 0,2%. Это ниже, чем в Сибири и в стране. Смертность (5%) не превышает общероссийские показатели, да и в целом по заболеваемости ВИЧ-инфекцией Прибайкалье сместилось с первого места в 2010 году на четвертое. Но все равно уровень пораженности населения региона вирусом остается высоким – 1,3%.
– Чрезвычайно высокий уровень заражения ВИЧ отмечается в Иркутске, Усолье-Сибирском, Ангарске, Саянске, Тулуне. Эти данные фактически свидетельствуют о том, что мероприятия по профилактике распространения ВИЧ у нас проводятся не на должном уровне. Об этом шла речь и на общероссийском совещании по надзору за ВИЧ-инфекцией, которое прошло в марте этого года в Суздале, – отметил заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Николай Сафронов.
– По нашим данным, лидерами по заболеваемости являются Зиминский и Мамско-Чуйский районы, где на 100 тыс. населения зафиксировано соответственно 137 и 120,9 случаев заражения ВИЧ-инфекцией, – заявил уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин.
– В 17 муниципальных образованиях региона показатели заболеваемости выше, чем в среднем по стране. Я уже не в первый раз присутствую на различных заседаниях круглых столов, в той же Общественной палате, но и там, увы, не возвращаются к исполнению собственных же рекомендаций.
О том, что интерес власти и общественности к этой серьезнейшей теме в последние годы как-то поутих, говорилось на встрече немало. Руководитель общественной организации «Общество людей, живущих с ВИЧ» Александр Оськин и вовсе уверен, что в информационном поле регион сдал свои позиции на несколько лет назад, и это уже приносит свои результаты:
– Недавно я выступал в одном из иркутских вузов. На меня пришли поглядеть даже преподаватели, ведь я уже 15 лет живу с ВИЧ. Но когда я спросил у аудитории, кто знает свой ВИЧ-статус, то из 60 человек ни один не поднял руку.
О том, что далеко не все хотят проходить обследование, и это является серьезной проблемой, говорила и Юлия Плотникова. Роль профилактики здесь переоценить сложно, ведь сейчас ВИЧ стал, по сути, социомедикобиологическим явлением – болезнью поведения, и одними только усилиями здравоохранения ситуацию стабилизировать невозможно.
Авторы фильма еще раз напоминают, что людям следует помнить об основополагающих принципах, которые позволят защититься от ВИЧ – это воздержание, верность партнеру, и если уж дело дошло до случайной связи – обязательное использование презервативов.
«Нравственные принципы становятся основой безопасного поведения» – резюмируют документалисты.
В финальных кадрах они показали двух больных СПИДом иркутян. Один из них, 30-летний мужчина, умер через два часа после съемок, другая, 25-летняя женщина скончалась спустя три дня.
Поэтому врачи еще раз подчеркивают важность своевременного обращения за помощью и обязательность пожизненной терапии.
Впрочем, не все так уж мрачно. В Прибайкалье сокращается количество случаев инфекции, выявляемой среди детей и молодежи. Начальник управления общего и дополнительного образования министерства образования Иркутской области Александр Павлов доложил, что только за 2013 год профилактической работой было охвачено на 11 тыс. ребят больше, чем за позапрошлый период. Одними из самых эффективных технологий он считает акции «Полезные навыки», «Все цвета, кроме черного», «Стоп СПИД». И это направление деятельности ведомство намерено усиливать, в том числе в плане обучения педагогических кадров.
Президент компании «Иркутский региональный общественный фонд противодействия наркомании и другим социально-негативным явлениям» Виктор Канавин уверен, что при правильной расстановке акцентов, четкой работе с конкретными целевыми аудиториями, в первую очередь взрослыми, можно добиться серьезных улучшений, вплоть до снижения числа новых зараженных на 500 человек в год. Главное, определить координатора и наладить конструктивное взаимодействие. С этим согласен и председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области Андрей Лабыгин:
– Нам нужен план конкретных и эффективных мероприятий. Необходимо максимально подключить к этой работе опыт общественных организаций, четко поставить задачу перед исполнительной властью. Поэтому прошу вас подготовить свои предложения, которые мы представим 11 июня на заседании Координационного совета по противодействию распространению социально значимых заболеваний в Иркутской области. Осенью предлагаю провести еще одно заседание круглого стола у нас и вообще сделать эту работу постоянной. Если мы не будем привлекать к этой проблеме внимание, она не решится.