В 2014 году доходы в дорожные фонды снизятся на 22–24%
Муниципальные дорожные фонды заработали с этого года. Но по признанию органов местного самоуправления, за пять месяцев их наполняемость составила в пределах 20–25% от запланированного объема. В итоге начались проблемы с расчетами за дорожные работы.
Проблемы формирования муниципальных дорожных фондов обсудили в Законодательном Собрании Иркутской области. Председатель комитета по собственности и экономической политике регионального парламента Ольга Носенко среди приоритетных задач отметила необходимость контроля за расходованием бюджетных средств дорожной отрасли и урегулированием проблем с оформлением дорог в собственность.
– Многие дороги муниципального значения в Иркутской области должным образом не оформлены, – подчеркнула Ольга Носенко. – А это значит, что средства на их ремонт не будут получены.
Первый заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Артур Бычков напомнил, что источниками формирования муниципальных фондов являются доходы от акцизов на нефтепродукты плюс иные поступления в рамках закона. При этом размеры отчислений зависят от протяженности местных дорог, которые находятся в собственности муниципальных образований. В 2014 году отчисления от акцизов в местные бюджеты запланированы в объеме 586,2 млн рублей. По данным на 1 мая, поступления составили 147,8 млн рублей.
– Сегодня муниципальные дорожные фонды созданы примерно в 93% МО Иркутской области, – добавил Артур Бычков. – По данным Росстата, общая протяженность автомобильных дорог местного значения составляет более 14 тыс. км. Но здесь есть некоторое расхождение в цифрах – органы местного самоуправления заявляют о 15,5 тыс. км. Необходимо в ближайшее время уточнить эту информацию.
Замминистра обратил внимание собравшихся еще на один источник наполнения муниципальных дорожных фондов – субсидии из областного бюджета.
В рамках региональной программы «Развитие дорожного хозяйства» в 2014 году органам местного самоуправления будет выделено 625,5 млн рублей. Из них на строительство, ремонт и реконструкцию дорог местного значения планируется направить 435,8 млн рублей.
Средства уже распределены. Так, Ангарск получит 12,7 млн рублей, Братск – 89,8 млн рублей, Черемхово – 50 млн рублей, Усть-Илимск – 206 млн рублей, Залари – 76,8 млн рублей. На капитальный ремонт и реконструкцию дорог местного значения, ведущих к садоводческим и дачным поселкам, выделено 100 млн рублей. Их получат Иркутск (23 млн), Братск (23,2 млн), Саянск (1,8 млн), Ангарск (24,2 млн) и Иркутский район (27,8 млн).
– К сожалению, еще не все понимают, что средства являются целевыми и могут направляться только на ремонт и строительство дорог, – подчеркнул Артур Бычков. – Тем не менее, были случаи, когда эти деньги уходили на зарплату, чтобы не допустить задолженности. Обращаю внимание, что контроль за целевым расходованием средств муниципальных дорожных фондов будет жестким.
Председатель правления секции областной ассоциации муниципальных образований «Обустройство территорий, реформа ЖКХ», мэр города Свирска Владимир Орноев обозначил ряд проблем, с которыми столкнулись органы местного самоуправления. В первую очередь это касается доходов от акцизов. По данным ассоциации МО, за пять месяцев они составили в пределах 20–25% от запланированного объема. При этом муниципалитеты не являются администраторами данного дохода и не могут повлиять на его сбор.
– Кроме того, дорожные работы ведутся летом, тендеры на выбор подрядчика необходимо объявлять заблаговременно, – продолжил Владимир Орноев. – Но денег в полном объеме еще нет, поскольку доходы от акцизов поступают в течение года. Отсюда затруднения в расчетах. Ассоциация муниципальных образований Иркутской области предлагает рассмотреть увеличение нормативов отчислений от акцизов в местные бюджеты, а также возможность передачи на муниципальный уровень транспортного налога.
Начальник управления сводного бюджетного планирования министерства финансов Иркутской области Андрей Батюнин добавил масла в огонь, сообщив, что в этом году прогнозируется снижение доходов от акцизов на нефтепродукты. Для областного дорожного фонда потери могут составить до 1,2 млрд рублей, для муниципальных – в пределах 130–140 млн рублей (22–24%)
– В связи с этим муниципалитетам необходимо ограничить принятие бюджетных обязательств на 20–25% до стабилизации ситуации с акцизами, – порекомендовал Андрей Батюнин.
Так что, придется муниципалитетам пересматривать контракты с подрядчиками на дорожные работы. Ведь основная часть торгов уже проведена. Председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова предложила разработать для органов местного самоуправления методические рекомендации по ведению всей деятельности, связанной с формированием дорожных фондов. Она также обратила внимание на необходимость совершенствования механизмов распределения средств.
Участники круглого стола подняли еще одну немаловажную проблему – бесхозяйные дороги. Как правило, в местных бюджетах нет средств, чтобы оформить их в муниципальную собственность. Артур Бычков заявил, что от Иркутской области направлено обращение в министерство транспорта РФ о возможности использовать средства на проведение кадастровых работ и приобретение техники.
По итогам круглого стола был сформирован перечень рекомендаций и предложений, который направлен в правительство области и органам местного самоуправления.