Взгляд на свет иркутских живописцев
Для каждого он свой: для одних – энергия, для других – пространство мира, для третьих – внутреннее ощущение, а для четвертых – некая значимая часть общества. Недаром, слово «свет» – одно из самых емких и многозначительных. Недавно, свой взгляд на свет представили иркутские живописцы Павел Павлов, Анатолий Дмитраков и аналитик современного искусства Екатерина Победаш в одноименном художественном проекте.
Свои эксперименты на тему света авторы показали в иркутской галерее Дома художника.
– Этот проект призван внести свет в ваш и без того светлый мир, а может быть, побудить задуматься над тем, что всегда присутствует рядом с нами, но остается не до конца осознаваемым, – отметила на открытии выставки Екатерина Победаш. – В современном искусстве свет – это лишь средство для рождения смыслов, но не объект для изображения. Он не имеет формы, но сам их создает и даже умеет рисовать картины и присутствует во всех объектах, которые мы видим. Свет является посредником между внешним и внутренним миром. А в искусстве его исследования с этой точки зрения принято называть абстракциями.
Всего в экспозиции представлено более 30 произведений, среди них привычные картины, висящие на стене, инсталляция «Дхаммапада» и проекция на потолке. Здесь отражено два абсолютно разных взгляда на свет. Ведь работы двух авторов, несмотря на общие для них беспредметность и условность, различны по своей художественной природе.
Жесткие и конструктивные пейзажи Анатолия Дмитракова расчленяют свет на четкие геометрические цветовые фигуры. Такие названия, как, например, «Урбаномика времени», «Тайны и фильтры смыслов», «Антропоморфный объект» отсылают зрителя к основам конструктивизма, где жизнь зажата между шестеренок и механизмов некой машины общественного бытия. Иногда в работах Анатолия Дмитракова среди плоскостей и переплетений есть место и человеку – крохотному, сиротливо приютившемуся где-нибудь в уголке картины. Работы автора – это его взгляд на конструкцию света.
– Световая среда и энергетика находятся в каждом из нас, – считает Анатолий Дмитраков. – Это источник любви, движения к цели. Мы живем в постоянном светоизлучении, либо рассеивая его, либо концентрируя в структуру какого-либо объекта или формы. Поэтому я в своих работах стараюсь найти световые излучения и ввести их в определенный модуль, решетку.
Пространство мифологического бытия света представляет зрителям художник Павел Павлов. В них объект исследования, как в калейдоскопе, раскладывается на всевозможные цвета спектра. Его работы иногда похожи на сложные витражи, где свет пробивается сквозь мельчайшие цветовые ячейки. Так художник исследует некую воображаемую природу, что подчеркивают названия работ «Жар-птица», «Черное солнце», «Принцесса солнечного ветра».
– Про свет написано много, но что из этого соответствует истине, мы не знаем. Ясно только одно: свет есть, и с этим никто не спорит, – считает Павел Павлов. – Мы можем считать его потоком частиц или божественной энергией, но самое важное, что от этого его природа и функция – озарять нашу жизнь во всех смыслах этого слова – не меняется.