Сам себе автор
Каждый пользователь интернета – теперь журналист
Количество информации в интернете растет в геометрической прогрессии, а понятие журналистики все больше размывается. Теперь каждый пользователь сети, размещающий фотографии котиков в социальных сетях или пишущий огромные тексты в блоге, является журналистом. Самые же продвинутые СМИ используют своих читателей и зрителей в качестве корреспондентов, раздавая им задания и выплачивая гонорары. Что ждет прессу и телевидение в будущем, рассказал на областном фестивале «Байкальская пресса» руководитель Школы эффективного текста «Медиа» Андрей Мирошниченко.
Сейчас в мире 2,5 млрд пользователей имеют доступ в интернет. По мнению Андрея Мирошниченко, мы живем в эпоху взрыва авторства, когда любой человек без всякой цензуры и редактуры может разместить информацию для общего доступа.
– На мой взгляд, этот взрыв предопределяет все процессы, свидетелями которых мы являемся. Мы их слабо осознаем, поскольку находимся внутри этого взрыва. Количество авторов будет расти пропорционально росту населения. Соответственно, количество
технических авторов человечества стабилизируется в объеме 8–12 млрд человек. Произойдет это в ближайшие 50 лет. То есть мы пока не выбрали и четверть этого объема, но уже переживаем чрезвычайные потрясения, – говорит Андрей Мирошниченко.
По словам медиааналитика, люди, сами того не подозревая, постепенно становятся журналистами. Человек, разместивший фотографию любимого котика в соцсети и получивший пару «лайков», начинает понимать актуальность информации. Если котик в забавной позе, то популярность фото резко возрастает, а если к нему сделать небольшой текст, то котика уже начнут обсуждать другие пользователи. Тем самым, не имея журналистского образования, люди становятся сами себе авторами и редакторами. Конечно, большинство пользователей не поднимаются выше уровня «котиков», но все больше людей стараются писать тексты на актуальные темы, размещать фото и видео с мест происшествий, рейтинг которых иногда превышает популярность информации, размещенной в традиционных СМИ.
В медиасреде уже давно осознали, что современный читатель или зритель не просто хочет потреблять информацию, но и непосредственно участвовать в ее сборе или обсуждении. Почти на всех сайтах СМИ появилась возможность обсуждения статей и репортажей, делаются специальные рубрики «Мобильный репортер», куда простые граждане присылают снятое ими видео.
Наиболее продвинутые телеканалы пошли еще дальше. Так, «Лайфньюз» создал специальное приложение для мобильных телефонов, и теперь миллионы владельцев смартфонов ежедневно получают задания от редакции. Например, телеканал просил прислать кадры сбежавшего украинского президента Януковича или боев под Славянском. Суммы назначенных гонораров исчислялись сотнями тысяч рублей. Такой широкой корреспондентской сети физически не может создать ни одно СМИ, но с помощью современных средств связи и интернета сами же зрители стали репортерами.
Но есть другая сторона этого явления – потеряло актуальность качество текста, теперь на первом плане оперативность информации и способ ее подачи. Уходят в прошлое и большие статьи, читатель не хочет терять много времени, зачастую довольствуясь заголовками, анонсами и инфографикой.
– Для нашей российской журналистики это шок, особенно для старших коллег. Когда им говоришь, что текст уже не имеет прежнего значения, они зачастую не понимают. Они живут в парадигме, где заботились о «золотых перьях», где обсуждали авторский стиль, но при этом мало внимания уделяли заголовкам и ЛИДам, то есть продаже текста. Стиль – это хорошо, но это теперь не ключевой вопрос. В среде миллионов свободных авторов обязательно найдутся сотни с хорошим стилем (и это, кстати, не всегда журналисты). Поэтому пусть будет какой-то текст, пусть будет более-менее грамотно написанный, где «жи» и «ши» пишутся с буквой «и». Конкуренция переместилась из сферы качества текста в сферу подачи и донесения. Статья – больше не текст, статья теперь проект. Как с точки зрения подготовки, так и с точки зрения оформления. Важно, сделан ли проект интересно, и как он показан публике. Инженерное и дирижерское мастерство приходит на смену литературному таланту, – говорит медиааналитик.
Подача информации дошла до того, что одна и та же газета может предлагать несколько версий контента. Так, британская «Гардиан», устав слышать от читателей критику за обилие материалов про королевскую семью, сделала на своем сайте специальную кнопку «республиканец», нажав на нее, пользователи автоматически избавляются от монарших статей в газете.
– Навигация – вот царица. Важно, как контент упакован, донесен и подан. Возникают различные форматы, которые и раньше встречались, но сейчас начинают доминировать: например, агрегация. Собрать то, что существует в инфопространстве и донести до
целевой аудитории под определенным соусом, в емкой упаковке. Например, есть агрегаторский сайт Besttoday, который делает Марина Литвинович: сайт собирает из блогов все самое интересное по общественно-политической тематике и оказывает эту типично медийную услугу сжатия безразмерной картины мира в маленькую повестку дня. Там все разложено по полочкам, по темам, по категориям.
Самое обидное для СМИ – потеря ценности бренда газеты или журнала. Читателю становится все безразличнее, какое издание опубликовало информацию в интернете, какой автор написал.
– В советское время размерность нашего потребления медиа равнялась бренду СМИ. Например, я читаю «Литературную газету» или журнал «Мурзилка», или «Пионер», или газету «Московские новости». В интернете мы постепенно утрачиваем эту связь с брендами медиа и все меньше внимания обращаем на то, где эта статья опубликована. Информация доставляется нам все чаще вне оболочки бренда СМИ, например, через ленту Фейсбука или Твиттера, через перепечатки на других сайтах.
Впрочем, хоронить традиционные СМИ медиааналитик не спешит. По его мнению, это все еще авторитетный источник, традиционно воспринимаемый как арбитр важности новостей. Но его ценность не в нем самом, а в потребности людей получить однозначную картину. Это пока позволяет сохранять старые трансляционные СМИ, но им придется учиться все более усложняющимся способам подачи информации.
– Например, в «Нью-Йорк Таймс» запрещают журналистам в он-лайне смотреть количество просмотров статьи. Они не хотят, чтобы репортеры ориентировались на толпу, на мнение аудитории. Они говорят: мы редакция с репутацией, мы отобрали лучших авторов, мы знаем, что сказать, и продаем мнения отобранных авторов, – подытожил Андрей Мирошниченко.