25.06.2014 07:15
Рубрики
Культура
Теги
25.06.2014 07:15

Театральный сезон в ТЮЗе закрывает спектакль «Король-Олень»

Феерией в венецианском стиле можно назвать спектакль «Король-Олень» по пьесе Карло Гоцци. Его премьера закрывает сезон в Иркутском ТЮЗе им. А. Вампилова. Необычная постановка, в которой удалось соединить уникальные авторские маски и дух комедии дель-арте с современной игрой актеров, воспитанных в традиции русского реалистического театра, неожиданно дала потрясающий результат.

По своей оригинальности и зрелищности постановка встала в один ряд с такими работами театра, как «Легенды седого Байкала» и «Небесная дева-лебедь», рассказывающими о гораздо более близкой сибирякам бурятской традиции. Но при этом «Король-Олень», бесспорно, обладает гораздо большей драматической силой и убедительностью. Конечно, во многом его «держит» классический текст Карло Гоцци, который создал жанр фьябы – трагикомической сказки для театра. Вместе с тем режиссеру Феруччо Меризи, художнику и постановщику пластики Клаудиа Контин Арлекино из экспериментальной театральной школы итальянского города Парденоне в краткие сроки удалось мастерски соединить на сцене две культуры и два времени. По словам авторов спектакля, выбор пьесы Карло Гоцци как раз и обусловлен тем, что волшебство сказки роднит ее с шаманскими смыслами сибирской культуры.

Напомним, в 2011 году творческие коллективы заключили соглашение о культурном обмене. Сначала гости из Парденоне показали в Иркутске два моноспектакля «Арлекин и его двойник» и «Жители Арлекинии» в жанре комедии дель-арте, возрождением которой уже более 30 лет занимается эта театральная школа. В 2012 году коллектив представил постановку «Перерисованное поведение» – исследование актерской драматургии, начиная с живописи Эгона Шиле. После чего иркутяне побывали на фестивале «Странствующий Арлекин» в Парденоне, где показали два спектакля «Небесная дева-лебедь» и «Каштанка».

Художественный мир спектакля создан, по словам художника-постановщика Клаудии Контин, в духе готического либерти и картин Марка Шагала. Яркие ширмы, создающие иллюзию леса и королевского дворца, напоминают витражи, а необычные маски и слегка гротескные костюмы – ту степень театрального отстранения, которая позволяет воспринимать запутанную фабулу спектакля не на бытовом, а на неком метафорическом уровне.

Кстати, если углубиться в историю театра, то сам Карло Гоцци, которому современные читатели часто ставят в вину сложность его историй, намеренно делал их не простыми. Тем самым великий сказочник спорил с бытовым реализмом драматургов своего времени  Пьетро Кьяри и Карло Гольдони. «Нелегко было победить толпу, привыкшую спать на так называемых правильных представлениях синьоров Кьяри и Гольдони» – пишет он в своем предисловии к пьесе «Король-Олень». Кстати, смысл истории сегодня современен как никогда.

– Это очень древняя история, в которой король выбирает себе самую искреннюю невесту, – рассказал Феруччо Меризи. – Когда в тело ее возлюбленного вселяется злодей, она, чувствуя это, не принимает его. Но когда истинный король предстает перед ней в теле дряхлого старика, она его сразу узнает. Эта тема сегодня, когда мы придаем излишнее значение внешней красоте, молодости и успешности, актуальна как никогда, ведь мы часто забываем, что гораздо важнее то, что внутри – в нашей душе и в сердце.

Современный зритель может в полной мере насладиться замечательной игрой иркутских актеров, многие из которых не только не испугались эксперимента, но и открыли в нем новые возможности. Как это произошло с Натальей Маламуд, которая блестяще исполнила в спектакле роль Труффальдино-птицелова. Ее акробатические кульбиты и комические акценты не раз вызывали восторг и смех в зрительном зале. Однако успех «Кроля-Оленя» – это, прежде всего, слаженная работа всего актерского состава спектакля как основных, так и второстепенных героев. Всего в постановке занято около 40 человек, многие из них из-за масок практически неузнаваемы и от этого еще более убедительны. Например, артист Вадим Ветров в роли короля Дерамо; Дарья Садовская, сыгравшая его возлюбленную Анжелу; Николай Кулебякин, исполнивший главного злодея Тарталью; Николай Кабаков в роли министра Панталоне; Любовь Гунькова, воплотившая образ Клариче; Филипп Черный, ставший на сцене ее возлюбленным Леонардо; Дарья Горбунова, перевоплотившаяся в Смеральдину, и многие другие.