27.06.2014 07:15
Рубрики
Общество
Теги
27.06.2014 07:15

Бабий век

В январе 2015 года исполнится 100 лет старейшей жительнице поселка Ербогачен Катангского района Раиде Евсеевне Инешиной. Она и сегодня, несмотря на почтенный возраст, полна сил. Бабушка не только полностью себя обслуживает, но и самостоятельно управляется по дому и в огороде.

Раиду Евсеевну мы застали за вполне обычным деревенским занятием – посадкой картофеля. Все бы ничего, если бы не возраст работающей – без малого век! Досадив рядок, старушка не без удовольствия разрешила себе небольшой отдых. Как всякому пожилому человеку, ей, видно, очень хотелось поговорить, особенно с кем-нибудь из числа приезжих, ни разу не слышавших ее удивительную историю:

– Мой дедушка Аарон Семенович Рольбенд был ссыльный из Одессы. За какие-такие грехи его сослали, сегодня уж не узнать. Поначалу дед вместе с женой и двумя дочерями оказался в Бодайбо. Сплавлял лес на реке. По работе, видно, попал на Катангу, и так ему здесь понравилось, что решил он остаться навсегда.

Жена с Аароном не поехала и дочерей не пустила. Молодой представительный мужчина недолго грустил в одиночестве. Вскоре взял он себе в жены тунгуску из рода Сочигир. Родили они с новой женой троих сыновей. Старший, появившийся на свет в 1895 году, и был отцом Раиды Евсеевны. Семья переехала из стойбища в небольшую деревушку Дев-Дев-Дяк, завела хозяйство и даже стала возделывать пашню. Всех сыновей Аарон Семенович предусмотрительно записал на фамилию новой жены, так что девичья фамилия у нашей героини была Сочигир. Все они выучились в Преображенской церковно-приходской школе, где получили четырехклассное образование.

– Отец мой, как и дед, тоже сплавлял лес, – неспешно продолжает старушка. – Как-то приглядел в Оськино девушку и привез к себе в Дев-Дев-Дяк. Она и стала моей матерью. Всего у родителей было шестеро ребят. Сначала жили единолично, а когда в 1927 году началась коллективизация, в деревню приехал учителем по ликвидации неграмотности из села Непа Алеша – Инешин Алексей Денисович. Он одним из первых вступил в комсомол, а потом и в партию. Знал немного эвенкийский язык, а я и эвенкийский, и якутский знала очень хорошо, потому что в Дев-Дев-Дяке русских, почитай, вообще не было.

Баба Раида вспоминает, что влюбились они с Алешей друг в друга с первого взгляда так сильно, что она тут же отказала местному жениху. А чтобы он не взял ее в жены силком, даже уехала из деревни ночью в Ербогачен. Алексей, как водится, кинулся за любимой вдогонку. Загнал коня, едва не утоп в Тунгуске, но разыскал-таки и повел под венец. Вскоре после свадьбы молодых направили в самую северную точку района – Инаригду, где Алексей учительствовал, а Раида открыла для детей охотников и оленеводов детские ясли. Один за другим родились у Инешиных четверо детей. Растила малышей Раида Евсеевна практически одна. Муж, быстро продвигавшийся по партийной линии, постоянно пропадал то в командировках, то на курсах. Семейное счастье прервала война. В начале 1942 года Алексея забрали на фронт.

– Осталась я одна, – тяжело вздыхает Раида Евсеевна. – Домик муж успел у шамана купить и перевезти, а достроить не успел. Ни печки, ни дверей – достраивала сама. Еле-еле устроилась на работу. Помогла эвеночка, записала в колхоз. После устроилась сторожем в госбанк. Голод, холод. Соседка-якутка выделила крохотный огородик. Выращивала табак, который меняла на продукты…

А еще Раида Евсеевна всю войну рыбачила и охотилась. Добытое мясо, рыбу, пушнину сдавала для фронта. По количеству сданной пушнины ей не было равных во всем Ербогачене! В краеведческом музее хранится пачка фронтовых писем Алексея Денисовича. Есть и письмо, написанное секретарем райкома комсомола Александрой Сыроватской. «Как может такая маленькая, хрупкая женщина выносить столько, сколько ваша жена? Где берет силы, чтобы так помогать фронту?» – пишет Алексею комсорг.

– Мамина любовь спасла жизнь отцу, – убежденно говорит старшая дочь Раиды Евсеевны Надежда. – Он вернулся с фронта целым и невредимым, а вот дедушка погиб 30 апреля 1945 года, за девять дней до Победы.

После войны у супругов Инешиных родилось еще трое детей. Все семеро получили высшее образование. Создав свои семьи, они подарили родителям десятерых внучат, а их дети – 13 правнуков. Через четыре года после золотой свадьбы Раида Евсеевна схоронила мужа. Более 30 лет живет одна. Глядя на нее, невольно хочется повторить давнишние слова Александры Сыроватской: «Где же она берет силы?» Чтобы жить и радоваться самым простым вещам: работе, солнцу и людям.