27.06.2014 07:15
Рубрики
Общество
Теги
27.06.2014 07:15

Дорогие мои старики

Юбилей ветерана Иркутского авиазавода – событие для всех волнующее. Ежегодно бывших тружеников ИАЗ, которые отмечают круглые даты, поздравляют коллективы подразделений, в которых они работали. А с 90 лет – чествуют с еще большим размахом: делегации с букетами, подарками приходят к ветеранам, корреспонденты заводской газеты пишут теплые поздравительные заметки… Однако юбилей Петра Леонидовича Курдекина – событие экстраординарное. Ему исполнилось 100 лет! Кроме того, на заводе он трудился со дня запуска. Так что, скоро вместе с родным предприятием заводчанин-долгожитель будет отмечать и 80-летие завода еще один большой праздник.

Родился Петр Курдекин в поселке Стодолище Смоленской области 19 июня 1914 года. В 1930 году, окончив школу, он отправился в Ленинград – учиться хотел на врача. Но не получилось у него с мединститутом и поехал самостоятельный 16-летний паренек в Москву. Там прямиком на биржу труда – искать работу. Но сначала его отправили учиться в ФЗУ на слесаря, а через два года – работать на радиозавод.

В 30-е годы популярность авиации в стране Советов была фантастической: имена знаменитых летчиков знали наизусть, молодежь занималась в аэроклубах и мечтала о небе. Поэтому призыв ЦК комсомола поехать в Сибирь строить самолеты на новом заводе был встречен с большим энтузиазмом. Вместе со многими другими записался в добровольцы и Петр Курдекин.

В июле 1934 года заводские новобранцы в специальном вагоне отправились в дальний путь. До Иркутска добирались дней десять. И вот наконец-то они прибыли на место! С вокзала шли до завода пешком по дощатым мосткам. Никаких других дорог в ту пору не было – вокруг болото. Одно из ярких, незабываемых воспоминаний Петра Леонидовича: вот эти мостки и… красивая девушка, выглянувшая в окно. Первая девушка, которую он увидел в Иркутске, и которая впоследствии стала его судьбой…

Заводского поселка как такового тогда еще не существовало: бараки с удобствами во дворе и единственный каменный дом, в котором жил инженерно-технический персонал завода – вот и весь поселок. И прибывшую из столицы молодежь тоже поселили в бараках.

Так началась заводская жизнь Петра Курдекина со товарищи… Сначала он работал слесарем-сборщиком, затем контролером в агрегатном цехе. В 1935 году Курдекин стал одним из первых курсантов заводского аэроклуба – учился управлять самолетом У-2. В клубе встретил он ту самую девушку, из окна. Ольга Залуцкая, копировальщица из конструкторского отдела через три года стала его женой. Вот уж поистине судьба!

В 1937 году для Петра Леонидовича настали черные времена. После того, как в органах стало известно, что до революции его отец работал писарем в полиции. В отделе кадров Петру так и сказали: рождение в чиновничье-полицейской семье служит поводом для беспокойства, и попросили «по-тихому» уйти с завода. Уже потом стало известно, что и сам отец, Леонид Григорьевич Курдекин, в октябре 37-го был обвинен в шпионаже и расстрелян.

Однако, что ни говори, а нашел Курдекин-младший свою судьбу в Иркутске – через два месяца позвали обратно: опытные кадры были в большом дефиците, и на авиазаводе ими не разбрасывались…

Казалось, жизнь в семье Курдекиных стала налаживаться – в 1939 году у молодых родилась дочь Нина. Но – тут новые испытания. Дочке было полгода, когда отца призвали в армию. Служил на Дальнем Востоке. Когда началась война, там и оставили. Принимал участие в боевых действиях, был ранен. Вернулся домой только в 1946 году.

И стал… отстраивать завод. Как раз в то время здесь случился большой пожар, и нужно было восстанавливать заводские корпуса. Около года Петр Курдекин работал на кирпичном заводе в Лисихе, потом ему пришлось стать каменщиком на стройке. Восстановили завод – пошел опять в контролеры. И даже был парторгом цеха. О его «неправильном» происхождении больше никто не вспоминал.

После войны у Курдекиных родился сын. Хлопот прибавилось. Но, несмотря на это, в 1952 году Петр Леонидович поступил в авиационный техникум, а закончив его, – на вечернее отделение института. Работал старшим контрольным мастером в агрегатных цехах.

Уже 37 лет Петр Леонидович на заслуженном отдыхе. В 1993-м ушла из жизни его жена, первая и единственная любовь – Оля. Как рассказывает соседка и друг Курдекиных, тоже знаменитая долгожительница Иркутска-2 Елизавета Никитична Родина, Петр Леонидович вспоминает супругу каждый день, и дружеские посиделки за чаем обычно начинаются со слов: «А помните, Оля говорила…».  Его дочери уже 75, сыну скоро 66. Еще есть три внучки, два правнука и две правнучки. Но живет один, самостоятельный. До недавнего времени делал по утрам часовую зарядку с гантелями и самостоятельно ходил по магазинам.

С годами Петр Леонидович не потерял интереса к жизни. Он много читает, и в его библиотеке тысячи книг. На столе вместо скатерти – политическая карта мира, книги, газеты… Отлично ориентируется в новостях политики, живо интересуется работой родного завода.

А рецепт долголетия объясняет просто: «Пил всегда в меру, курить бросил еще в 46-м. Был всегда спокоен, жене ни разу грубого слова не сказал. Физзарядкой занимался регулярно. Может, поэтому на здоровье никогда не жаловался».  

Поздравляли Петра Леонидовича со 100-летим в конференц-зале заводоуправления – там, где встречают высокопоставленных гостей, делегации правительства России и зарубежных стран, проводят важные совещания. С подарками и поздравлениями к юбиляру, вместе с генеральным директором ИАЗ, пришли и молодые руководители подразделений, в которых когда-то он трудился. Подарки, цветы, рукопожатия… Представители администрации Ленинского округа вручили юбиляру персональное поздравление от президента России. «А рука-то у Петра Леонидовича крепкая, – радостно отмечали все. – Значит, есть еще силы!»

Кстати


На учете Совета ветеранов состоит свыше 4000 человек. Более 50 из них можно смело записать в долгожители. Так, уже 18 августа Иркутский авиазавод будет чествовать еще одну золотую юбиляршу – Евдокию Ефимовну Мартынову. Кроме того, нынче отметят 95-летие восемь бывших заводчан, 90-летие – еще 43 ветерана ИАЗ.

У каждого из этих достойных людей своя, не менее интересная история. Большинство нынешних 90-летних начинали трудовой путь в годы войны. Это они вынесли на своих плечах производство самолетов в годы военного лихолетья и победили. Нина Андреевна Фурадеева, которой 5 января исполнилось 90 лет, перешагнула порог заводской проходной 24 июля 1941 года. Помнит она, как трудились тогда женщины и подростки – столько, сколько нужно было фронту. И день Великой Победы тоже в ее памяти.

Анне Степановне Кривошеевой было 17 лет, когда началась война. Через год она ушла на фронт: служила на Дальнем Востоке, в составе 364 батальона морской пехоты Владимиро-Ольгинской военно-морской базы Тихоокеанского флота, участвовала в боевых действиях в войне с Японией. После победы вернулась на завод.

Труженица тыла Лидия Владимировна Граженская в свои 90 остается элегантной женщиной, со вкусом одевается, умело использует макияж и сама обустраивает квартиру. Она много лет отработала диспетчером в цехе окончательной сборки, потом перевелась секретарем в заводоуправление. Эту должность Лидия Владимировна считает самой значимой в своей трудовой деятельности – 10 лет она была верной помощницей директора.

И таких ветеранов – интересных, неунывающих – у завода много. От души хочется пожелать им крепкого здоровья, силы духа. Живите долго! Знайте, как вы нам нужны…