Стоимость содержания дорог Приангарья увеличилась в два раза
Правительственный час «О положении дел в дорожной отрасли и мерах по повышению эффективности дорожного строительства в Иркутской области» состоялся в рамках последней перед парламентскими каникулами сессии Законодательного Собрания региона.
Как сообщил Артур Бычков, первый заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, из более чем 12 тыс. км дорог Приангарья свыше половины необходимо ремонтировать, реконструировать или строить заново.
Но есть и положительный момент: в регионе появился Дорожный фонд, его объем на 2014 год составляет 7,3 млрд рублей. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог, находящихся в областной собственности, из региональной казны будет выделено 2,1 млрд рублей, из федерального бюджета – 1,1 млрд рублей. Средства, в том числе, будут использованы для строительства трассы Тайшет – Чуна-Братск, реконструкции дороги Иркутск – Листвянка.
Кроме того, запланирован капитальный ремонт магистралей: Братск – Усть-Илимск, Иркутск – Большое Голоустное, Бодайбо – Кропоткин, Иркутск – Усть-Ордынский, Иркутск – Оса – Усть-Уда, а также станции Куйтун. Всего после текущего и капремонта будет введено 103 км автодорог.
Примечательно, что стоимость содержания 1 км дорог в 2014 году увеличена в два раза и составила для муниципальных и региональных дорог 220 тыс. рублей, а для трассы Иркутск – Листвянка – 440 тыс. рублей.
С 2014 года в Приангарье появились и муниципальные дорожные фонды. В местные бюджеты на их формирование перечисляется 10% доходов от акцизов на автомобильное топливо, подлежащих зачислению в бюджет Иркутской области. В 2014 году отчисления от акцизов составят 586,2 млн рублей. Средства распределят между муниципальными образованиями пропорционально протяженности автомобильных дорог. Кроме того, муниципалитеты получат субсидии на ремонт автотрасс общим объемом 625,5 млн рублей. Из них на строительство, реконструкцию и капремонт дорог предусмотрено 435,8 млн рублей.
За счет субсидий из Дорожного фонда и средств федерального бюджета в 2014 году планируется строительство автодороги Корховская – Кутулик в Аларском районе. Также будут капитально отремонтированы дороги в Ангарске, Братске, Черемхово, Усть-Илимске, поселке Залари. В рамках развития областного центра город Иркутск на капитальный ремонт автомагистралей получит 174,6 млн рублей. Кроме того, в Приангарье в текущем году будет отремонтировано 11 подъездных дорог к садоводствам.
Артур Бычков обозначил и одну серьезную проблему: из 12,7 тыс. км дорог общего пользования 9,1 тыс. км относится к прочим, но муниципалитеты их не обслуживают из-за нехватки средств. Министерство планирует провести инвентаризацию и отнести значительную часть дорог из категории «прочие» к региональным, а остальные передать МО.
Кирилл Торопов, директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», рассказал, что в регионе создана рабочая группа по внедрению инновационных технологий в дорожном строительстве, в которую входят сотрудники научных институтов и подрядных организаций.
Ряд решений по использованию современных технологий уже принят. Так, различные износостойкие материалы будут применяться во время работ на дорогах Иркутск – Листвянка, Иркутск – Усть-Орда, Смоленщина – Введенщина – Чистые Ключи.
Кроме того, внедряется автоматизированная система управления освещением трасс, практикуются различные способы нанесения дорожной разметки – холодным пластиком и спрей-пластиком.
Также в регионе планируется наладить контроль за движением тяжелых машин и ужесточить весовой контроль при помощи интеллектуальных транспортных систем (ИТС). В настоящее время передвижной пункт весового контроля позволяет проверить не более 12% грузового транспорта. При внедрении ИТС будет контролироваться 95% потока большегрузных машин. Несколько постов динамического взвешивания будет установлено на Александровском и Качугском трактах. Стоимость стационарного поста весового контроля – 78, 5 млн рублей, динамического – 8,5 млн.
Плюс ко всему в рамках контроля за качеством исполнения госконтрактов внедряется комплекс «Ревизор», который в онлайн-режиме отслеживает все работы, ведет рейтинг подрядчиков, хранит информацию об объектах. Система уже тестируется в Иркутске.
По итогам докладов депутаты задали выступающим ряд вопросов. Наталья Дикусарова, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству регионального парламента, обратила внимание на то, что процедура оформления дорог в собственность – дорогостоящая, и муниципалитеты не смогут решить этот вопрос самостоятельно. Кроме того, депутат предложила при формировании бюджета 2015 года предусмотреть расходы на строительство пешеходных мостов.
Артур Бычков отметил, что средства на оформление дорог должны быть заложены в муниципальных дорожных фондах. Председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина подчеркнула, что МО никогда не найдут на это денег.
– Территориальное планирование – тоже муниципальная функция, но мы, понимая ситуацию, нашли вариант и профинансировали всю работу. В данном случае тоже необходимо рассмотреть вопрос о возможности финансирования, – предложила председатель ЗС.
В рамках обсуждения темы правительственного часа вице-спикер областного парламента Сергей Брилка отметил, что необходимо больше внимания уделять качеству материалов для строительства дорог, разрабатывать карьеры и использовать щебень особой прочности для верхнего слоя дорожного полотна, что увеличит срок его эксплуатации.
Депутат Игорь Гринберг поинтересовался, когда же приведут в порядок дороги Черемховского района – крупнейшего поставщика сельхозпродукции. Как сообщил Артур Бычков, все работы ведутся в рамках принятых программ.
В этой связи Людмила Берлина высказала пожелание, чтобы в новой стратегии социально-экономического развития области планы по ремонту и строительству дорог были предусмотрены, и чтобы все понимали, когда и где будут вестись необходимые работы.
Завершив обсуждение, региональный парламент принял решение рекомендовать правительству Иркутской области обеспечить реализацию госпрограммы «Развитие дорожного хозяйства» на 2014–2020 годы; рассмотреть вопрос о выделении средств областного бюджета на оформление в муниципальную собственность автомобильных дорог из категории «прочие» на софинансирование работ по строительству пешеходных мостов; обеспечить сохранность автомобильной сети.
Органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить надлежащее техническое содержание автомобильных дорог посредством эффективного использования средств муниципальных дорожных фондов.