10.07.2014 10:00
Рубрики
Территории
Теги
10.07.2014 10:00

Воспоминания узника концлагерей

Впечатлили участников осинских школ

Более 70 лет отделяют нас от трагической даты – 22 июня 1941 года. Все острее и острее мы осознаем истинную, всеохватывающую правду о войне, которая остается в сердцах и памяти разных поколений как великое историческое, выстраданное народное достояние.

По историческим справкам, во время второй мировой войны на территории нацистской Германии, в странах-союзниках третьего рейха и на оккупированных ими территориях действовало 14000 концлагерей.

Каждый пятый узник был ребенком. Если о ветеранах Великой Отечественной войны, а также тружениках военного тыла говорится много, то об узниках немецких концлагерей, как правило, вскользь. Тем временем уходят из жизни чудом выжившие бывшие узники.

Меня потрясла недавняя встреча с одним из таких людей – Иваном Тимофеевичем Каниным. Встречу организовали работники историко-краеведческого музея, совместно с управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Осинскому району и советом ветеранов МО «Осинский район».

На встречу с Иваном Тимофеевичем пришли ученики осинских школ. Он рассказал, что когда ему было шесть лет, в их деревню Демидово, что находится в Смоленской области, пришли немцы и оккупировали населенный пункт. Забирали они только детей.

– Из нашей деревни и других близлежащих поселений забрали всех детей. Погрузили в товарный поезд и увезли в Белоруссию. В Слуцком концлагере мы пробыли год. Там мы были посвободнее, даже играли между собой. Но когда нас привезли в другой концлагерь, который находился в Польше, нас ожидало нечто ужасное. Вокруг колючей проволоки были установлены наблюдательные вышки, на которых поблескивали стволы пулеметов и каски немецких солдат. Всех нас отправили в один барак. Лагерь был детским. Самому старшему из нас было 15 лет. Мы спали на голых нарах, застеленных только соломой. Зимой барак не отапливался. Кормили только один раз в сутки. Хлеба я не видел четыре года. В основном нас кормили вареной репой. Мучил постоянный голод, – рассказывал Иван Тимофеевич.

Из его исповеди мы узнали, что из барака детям не давали выходить, а если кому и удавалось это сделать, – их расстреливали, трупы сжигали в крематории. Сжигали и тех, кто уже не проснулся. Вначале у детей, пока они были здоровыми, брали кровь, как предполагает Иван Тимофеевич, для немецких солдат. Но потом изможденные дети им стали не нужны.

Одежду не меняли, все ходили в одной и той же робе несколько лет. В баню водили, когда захочется фашистам. И та была ледяной. Случаев побегов не встречалось. Это было просто невозможно сделать, у детей не было никакой связи с окружающим миром. В таких жестоких условиях удалось выжить единицам. Фашисты не церемонились и обращались с детьми как со скотом.

Ивана Тимофеевича, по его словам, спасло только то, что его на лето забирали польские паны для своей работы. Он у них пас скот, и его там более-менее кормили.

– Меня и нескольких ребят забирали на лето, среди них были и мои двоюродные брат и сестра.

Благодаря только этому обстоятельству мы выжили. Столько детей погибло! Когда Советская армия пришли нас освобождать, в бараке осталось всего около двух десятков человек. Помню, как меня взял на руки солдат, а я ему говорю такой радостный: «Папа! Папа!» Думал, что отец пришел за мной. А это оказался совершенно другой дядя, – вспоминает со слезами на глазах Иван Тимофеевич.

После освобождения Ивана Тимофеевича и его двоюродных брата и сестру отправили в родную деревню, где они лицезрели ужасающую картину: дома и сады сожжены, торчат только голые трубы. Благо бабушка и дедушка остались живы. Они-то его и воспитали. Ему еще повезло, ведь некоторые дети остались без родителей. И их определили в детские дома. Отец так и не пришел с войны. Видел он его в последний раз, когда тот уходил в армию. Мама умерла от менингита, когда ему было три года. Родных братьев и сестер у него нет. В
11 лет, когда, наконец, закончилась вой-на, он пошел в школу. Выучился до девятого класса, после чего его призвали в ряды Советской армии. Служил в Выборге под Ленинградом в артиллерийских войсках. После службы в армии по комсомольской путевке приехал в Сибирь. Она и стала для него второй родиной. Закончил политехнический институт, жил и работал в  Шелехове.

Однажды уехал подлечиться на курорт «Ангара». Там встретил свою будущую супругу Тамару Иннокентьевну, которая родом из Осы. Так Иван Тимофеевич начал жить в Осе с 1991 года. Сейчас Ивану Тимофеевичу 79 лет. Несмотря на свой преклонный возраст и пережитые мучения, он остается бодрым, добрым и позитивным человеком.

В ближайшее время в планах у Ивана Тимофеевича – подкопить денег и съездить в родную деревню. Говорит, что мама часто снится. После его рассказа начальник управления социальной защиты Татьяна Гилишева вручила Ивану Тимофеевичу подарок и пожелала ему всего самого светлого и доброго.

С напутственными словами выступили председатель районного совета ветеранов Владимир Горбунов и региональный специалист по патриотическому воспитанию Аюна Биртанова, которая подарила музею книгу под названием «Дети войны».

В конце встречи школьники поставили свечи у мемориала погибшим в годы войны солдатам.