14.07.2014 07:15
Рубрики
Общество
Теги
14.07.2014 07:15

Нужно выступать не против абортов, а за рождение детей

Уменьшается ли количество абортов в Иркутской области? Как проводить профилактику абортов? Кто должен заниматься вопросами полового воспитания детей и подростков? Эти и другие вопросы обсуждали участники круглого стола, который прошел в пресс-центре газеты «Областная».

В обсуждении приняли участие руководитель Иркутского областного перинатального центра, главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии министерства здравоохранения Иркутской области Наталья Протопопова, директор кризисного центра «Мария» Наталья Кузнецова, директор благотворительного фонда «Спаси и сохрани» Александр Розум, настоятель Харлампиевского храма, протоиерей Евгений Старцев, руководитель портала для родителей Иркутской области 38mama.ru Мария Цибина, заместитель председателя областного совета женщин Любовь Погодаева, начальник отдела организации медицинской помощи женщинам и детям министерства здравоохранения Иркутской области Елена Попова, сопредседатель Общероссийского народного фронта в Иркутской области Анатолий Стрельцов.

Число абортов в Иркутске сокращается

ОГ: – Насколько актуальна проблема абортов для Иркутской области и какая работа проводится с женщиной, прежде чем она отправится на прерывание беременности?

Наталья Протопопова:

– Статья 56 федерального закона «Об охране здоровья граждан» регламентирует правила прерывания беременности. Там четко прописано, что при сроке от четырех до семи недель мы в течение 48 часов должны провести работу с женщиной, выяснить мотивацию аборта, четко определиться с возможностью вынашивания беременности, провести доабортное консультирование, постараться убедить сохранить ребенка. А если это срок с седьмой по 11-ю неделю, то нам дается неделя. Для доабортного консультирования были организованы кабинеты медико-социальной помощи в женских консультациях, где работают психологи и социальные работники.

Елена Попова:

– Оказание консультативной и психологической помощи в амбулаторных условиях осуществляется в 12 кабинетах медико-социальной помощи. В областном перинатальном центре организован центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В прошлом году там 4,9 тыс. женщин прошли предабортное консультирование, из них 532 встали на учет по беременности. Разработаны методические рекомендации для специалистов по социальной работе, психологов женских консультаций и акушерских стационаров.

Наталья Протопопова:

– К сожалению, данная проблема актуальна не только для нашей области, но и для всех регионов. В течение последних нескольких лет в Иркутской области общее число абортов уменьшается. В период с 2007 по 2013 годы количество абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста сократилось с 50 до 36. Высокий показатель прерывания беременности в северных территориях – Братске, Братском районе, Усть-Илимске, Усть-Илимском районе, Тулуне, Чуне. Проблема есть, и мы делаем все возможное для ее решения.

ОГ: – Можно ли вывести общий социальный портрет женщины, делающей аборт?

Наталья Протопопова:

– По статистике, 80% абортов производят женщины самого репродуктивного возраста – от 20 до 30 лет. Половина из них – беременны впервые.

Аборты не зависят от экономики страны

ОГ: – Что чаще всего становится причиной абортов?

Наталья Протопопова:

– Мы провели опрос среди женщин и выяснили, почему они решаются на аборт. 19% респондентов в качестве причины назвали неудовлетворенность жилищными условиями. Но ведь самое главное, что женщина в этом году делает аборт, а на будущий год в тех же жилищных условиях рожает ребенка. Не могу сказать, что это мотивация. Очень много женщин не хотят рожать из-за «других планов»: кто-то хочет сначала получить образование, найти хорошую работу. Дети не являются приоритетом. Например, 17% отметили, что хотят пожить для себя и вообще не планируют в ближайшие десять лет заводить детей. 13% назвали причиной неудовлетворительное финансовое положение семьи. Настораживает еще одна причина, которую называли женщины, – давление со стороны родственников и близких.

Мария Цибина:

– По нашим наблюдениям на форумах, негативное влияние семьи сегодня, действительно, распространенное явление. 15–17-летних девочек близкие стараются отправить на аборт, чтобы в перспективе не брать на себя дополнительные заботы.

Александр Розум:

– Глубина проблемы, на мой взгляд, кроется в системе воспитания человека в обществе, в тех приоритетах, которые оно предлагает. Бизнес-вумен – прекрасно. Женщина-телезвезда – прекрасно. А где же женщина-мать?

ОГ: – Как часто делаются аборты по медицинским показаниям?

Наталья Протопопова:

– В период кризиса в 1993 году был принят закон о социальных абортах. Он включал более 13 показаний, по которым прерывали беременность. Например, одинокая женщина, сложное материальное положение. Это было сделано для того, чтобы снизить количество внебольничных, криминальных абортов. Аборты производились при сроке беременности до 28 недель. Это вообще было варварство – прерывать беременность, когда в утробе находились уже 600–900-граммовые дети. Но, слава Богу, все эти социальные показания сейчас упразднены. В 90-х годах очень много беременностей прерывалось из-за наличия у женщины психических заболеваний. Но сейчас мы не имеем права прерывать беременность, если человек страдает психическим расстройством, дееспособен и не дает на это согласие. Если человек не дееспособен – аборт производится только по решению суда. Сейчас по медицинским показаниям прерывается очень мало беременностей: из 22 тыс. случаев – один-два аборта.

ОГ: – Получается, в обществе сложился стереотип о простоте и доступности абортов?

Наталья Протопопова:

– В России сформировалось простое обывательское отношение к аборту. Хочу – прерву беременность, хочу – рожу. В Конституции прописано право женщины прервать беременность до 12 недель. Делается это бесплатно в рамках системы ОМС. Для реабилитации женщине предоставляется два дня по больничному листу.

Евгений Старцев:

– Получается, где-то подспудно государство даже финансирует, поддерживает это решение.

ОГ: – Каковы последствия абортов?

Наталья Протопопова:

– 60% семейных пар являются бесплодными из-за проведенного ранее аборта. Бесплодие непосредственно связано с проведенным прерыванием беременности. Также доказано, что все случаи смертности женщины во время родов происходят из-за эндометритов, вызванных абортами. Аборты становятся причиной ранних родов – это 500–700-граммовые младенцы, которых мы сейчас выхаживаем. Сюда же относятся преждевременные роды, выкидыши, рождение больных детей. Любое вхождение в полость матки, даже прерывание беременности на маленьком сроке, носит необратимый характер. Поэтому я противник абортов.

Евгений Старцев:

– Церковь рассматривает аборт как страшный грех. Причем не одной женщины, но и мужчины. И то, что происходит с людьми, допустившими его – бесплодие, болезни, страдания – это есть суть последствия их собственного необдуманного шага.

Половое воспитание молодежи

ОГ: – Проводится ли разъяснительная работа среди школьников и подростков?

Наталья Протопопова:

– Это очень сложный вопрос. Дети разные, семьи разные. Я считаю, что некоторые вопросы полового воспитания ребенок должен получать дома, а не на занятиях в школе. Неправильно организованное информирование по такому деликатному вопросу может вызвать обратный эффект. Ведь начало половой жизни у подростков – это обычное желание попробовать запретный плод. Поэтому надо работать, прежде всего, с родителями, образовывать мам и пап, они очень часто сами не готовы дать знания своим детям. Мой сын получил всю информацию от меня и мужа. Это очень интимные разговоры, и они могут состояться только при взаимном доверии детей и родителей.

Евгений Старцев:

– Я абсолютно согласен, что такие вопросы не для массового обсуждения. Я сам беседовал со своими сыновьями.

Мария Цибина:

– Очень часто родители забывают о том, что их пример является основополагающим. Я своим двум сыновьям объяснила, что они уже сейчас носят в себе клеточки, которые могут превратиться в детей. Моим мальчикам сейчас 6 и 9 лет. Если родители начнут делиться, у них с детьми будут доверительные отношения, то на уровне семьи можно много проблем решить.

Любовь Погодаева:

– Областной совет женщин работает с семьями. У нас в 2012–2013 году прошел ряд семинаров в Братске, Усолье-Сибирском, Ангарске, Черемхово. Мы говорили и о вреде аборта. Стараемся поднимать авторитет отца. И здесь речь идет о том, что за жизнь ребенка отвечают двое. И прежде чем принять решение о прерывании беременности, доабортное консультирование должно включать беседу не только с женщиной.

Наталья Протопопова:

– Это может быть следующим этапом нашей работы. Надо реально смотреть на вещи, нередко женщина решается на аборт, потому что мужчина самоустраняется.

Анатолий Стрельцов:

– Я как человек, выросший в большой семье, имеющий уже внуков, считаю, что всех, кого можно, нужно к этой проблеме подключать. Вы знаете, на Руси никогда не боялись смерти, но боялись греха. Я помню, моя мама всегда говорила: так делать грех. Вот мы с детских лет должны воспитать молодого человека так, чтобы он знал, что это грех. 

Духовные аспекты

ОГ: – Позиция православной церкви относительно абортов известна, какую конкретную работу по профилактике ведет РПЦ?

Евгений Старцев:

– Обретенная в последние десятилетия свобода не оздоровила наше общество. Мотивы, которые приводят женщину к принятию решения о прерывании беременности, не имеют отношения ни к экономической, ни к социальной картине мира. Этот вопрос лежит в области духовной, нравственной и культурной жизни человека. Если искать цели и смыслы жизни в материальной плоскости, упрощая существо человека до животного, то, конечно, аборт не является преступлением. Церковь же усматривает в человеке существо, прежде всего, духовное. Речь идет и о формировании личности, и о воспитании детей, и об организации семейной жизни. Что касается конкретной работы, то в РПЦ есть отдельное направление, которое занимается борьбой с абортами: ведутся беседы, проводятся выездные мероприятия, печатается просветительская литература.

В частности, в марте нынешнего года в Областном перинатальном центре Иркутска по благословению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима была освящена часовня в честь Феодоровской иконы Богородицы. Часовню освятил протоиерей Валерий Некрасов. Этот больничный храм создан при содействии руководителя Областного перинатального центра Натальи Протопоповой. Теперь здесь могут помолиться все желающие в любое время, покрестить младенцев, побеседовать со священником. Молитва перед иконой Божией Матери «Феодоровская» помогает в случаях длительной бездетности семьи, перед ней молятся невесты об удачном браке, будущие мамы, молятся за рожениц при трудных родах, а также о благополучии супружеских отношений. Эта икона почитается как чудотворная и помогает.

Итоги

ОГ: – Что нужно сделать для профилактики абортов?

Наталья Протопопова:

– Нужно создавать нетерпимость общества к абортам. Но не стоит при этом показывать, как производят эти варварские операции. Я считаю, что такие демонстрации вызывают только негативную реакцию. Есть очень много хороших фильмов, которые полностью показывают внутриутробное развитие плода, начиная от первого сердцебиения. У нас стоит задача – выработать у женщины чувство любви и уважения к еще не родившемуся ребенку.

Евгений Старцев: 

– Я согласен, нужно выступать не против абортов, а за рождение детей. Нужно пробудить в женщине чувство материнства. Все, что касается спасения людей – это наше общее, объединяющее дело.

Мария Цибина:

– У нас на форуме проводятся различные акции. Это напрямую не относится к рождению детей. Но когда ребенок участвует в карнавале, празднике, конкурсе, он видит, насколько он ценен для родителей. Я считаю, что на уровне подсознания это очень мощная профилактика.

Александр Розум:

– Церковь дает самые исчерпывающие ответы и по устройству семьи, и по ответственности за воспитание детей. Система образования должна принимать наш курс по профилактике абортов. Общими усилиями с Божией помощью мы решим проблему.

Любовь Погодаева:

– Я думаю, нужно формировать в обществе уважительное отношение к браку, к детям. И вместе с этим необходимо развивать негативное отношение к прерыванию беременности.

Анатолий Стрельцов:

– Я считаю, что вначале нужно сделать диаг­ностику. Мы должны прикрепить волонтеров к девочкам, которые хотят сделать аборт, и работать с ними. Необходим индивидуальный подход к каждой. Но для этого нужно очень много волонтеров, создать общественную организацию.

Наталья Протопопова:

– Это возможно только в том случае, если девушка согласится. А большинство не хотят, чтобы о них информацию давали.

Мария Цибина:

– Идея с группой поддержки – замечательная. Если человек идет на контакт, ему можно помочь, направить куда-то.

Елена Попова:

– Во-первых, нужно мотивировать общество на то, что неприемлемо убийство детей. Мотивировать и воспитывать могут только различные конфессии. Поэтому не только православная церковь должна в этом участвовать. Иркутская область, как и вся Россия, многонациональная страна.

Во-вторых, необходима поддержка от общественных организаций. В силу специфики нашей работы мы можем только владеть информацией, куда женщину можно направить, кто ей может помочь. Поэтому консолидация в этом вопросе важна.

Ну и, наконец, нужно повышать общую и медицинскую грамотность населения, образовывать родителей.