Я люблю тебя, дорога
Тайшет, Усть-Кут, Звездная, Киренга, Улькан, Северобайкальск, Нижнеангарск, Кичера, Новый Уоян, Таксимо, Куанда, Сюльбан, Кодар… Я не жил ни в одном из этих поселков, они знакомы мне только по командировкам и экспедициям. Так почему же многие из них звучат для меня как призыв из давно ушедшей молодости?
Все просто – потому что эти города, поселки и дорогу построили люди. Многих из них я знаю и люблю. Я иду по этой дороге, чтобы встретиться с ними, обнять их, убедиться, что они все такие же, хоть и на десятки лет старше. Вот и в этот раз только ради них я собрался в нелегкую уже для меня дорогу с праздничным бамовским поездом по маршруту Иркутск – Тында – Иркутск.
Первые встречи начались уже в Тайшете. Как я и думал, эта пара оказалась неразлучной, хотя живут они почти в четырех сотнях километров друг от друга. Виктор в Тайшете, Вячеслав в Красноярске. Толпа на перроне – громадная, но их я увидел сразу – они в центре любой толпы. К ним тянутся руки, взгляды, хлеб-соль, цветы. Потому что это Виктор Лакомов, который привел на Байкало-Амурскую магистраль первый ударный отряд строителей, и его ученик Вячеслав Аксенов, достойный ученик – он стал командиром следующего отряда. У каждого на левом лацкане пиджака – по золотой геройской звезде. Я добрался до них сквозь толпу, и мы братски обнялись. А потом мы с ними ехали в одном вагоне, и дорога стала куда душевней!
Но на этом наша встреча не кончилась, она продолжилась самым необычным образом. Не помню, кто первый заметил, что наш локомотив называется «Виктор Лакомов», во всяком случае, никаких торжеств и митингов по этому поводу не было. Может быть, потому это было особенно трогательно и тепло. Все наперебой кинулись фотографироваться на его фоне, а команда локомотива долго не могла поверить, что на этом поезде едет их «патрон», пока им не предъявили смущенного Виктора вместе со звездой.
А когда этот локомотив сменил другой – «Вячеслав Аксенов», настало время позировать и смущаться для Славы.
Но этим дело не кончилось. Впереди нас ждали еще два именных локомотива «Александр Бондарь» и «Иван Варшавский» – имена этих двух бригадиров, сомкнувших рельсы на разъезде Балбухта, неразделимы как имена любимых братьев.
Бондарь вместе с женой Любаней встретил наш поезд в родном для него Северобайкальске. И снова вокруг них толпа, снова к ним надо продираться чуть ли не с боем, чтобы почувствовать на своих боках, что его руки для дружеских объятий еще не ослабели.
В Тынде, конечной точке нашего путешествия, было куда официальнее – начальники, награждения, речи, приезжие знаменитости, фейерверки… Но и в этой толпе я поприветствовал Ивана Варшавского, обнялся с Тамарой Андреевой из газеты «Гудок», с которой меня связывают 40 лет дружбы и совместной работы, почти на бегу обменялись приветствиями с Лёней Казаковым, были еще встречи с Андреем Доскочем из бригады Казакова, с бондаревцем Володей Снеговым… да разве всех назовешь? Но еще одно имя все же вспомню, оно для меня особое. Владимир Онищенко 40 лет назад, приехав из Ставрополя, он одним из первых ступил на землю Улькана и остается верным ей до сей поры, сохраняя традиции первопроходцев БАМа.
Вот за что я люблю тебя, дорога – ты подарила мне десятки замечательных друзей и товарищей! Дороже этого ничего нет.