Глубина и правда портретиста Аркадия Вычугжанина
Аркадия Вычугжанина называют одним из лучших художников своего времени, хотя работы его современны и по сей день. Выставка памяти выдающегося иркутского портретиста открылась в основном здании Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева. Она посвящена 85летию со дня рождения мастера и проходит в рамках совместного с региональным отделением Союза художников Росси проекта «Чтобы помнили».
На выставке можно увидеть 15 больших живописных портретов и около 20 этюдов Аркадия Вычугжанина из фондов Иркутского музея. Интересно, что все его работы выполнены темперными красками, как у живописцев Древней Руси. Несмотря на сложность этой техники, мастер освоил ее в совершенстве, создавая почти монументальные работы.
– На мой взгляд, одна из лучших и наиболее ярких работ, представленных на выставке, – портрет Олега Рященцева «В мастерской скульптора», – отметила искусствовед Тамара Драница. – Необычна композиция картины – скульптор изображен спиной к зрителю, он снял очки и, опустив на колени руки, повернул голову в сторону своих работ. При этом фон – мастерская и сами работы скульптура – выписаны очень тщательно, но не затмевают саму модель. Художник запечатлел известного в России скульптора в тот период, когда он работал в одной из иркутских мастерских.
Еще одна заслуга Аркадия Вычугжанина перед Иркутском – ученики, которых он воспитал, работая в Иркутском художественном училище. Среди них – цвет иркутской живописи: Галина Новикова, Виктор Мироненко, Владимир Кузьмин и другие. Кстати, в Иркутск Вычугжанин, уроженец деревни Аверичи Кировской области, попал благодаря своей альмаматер. Именно в Харьковском художественном институте он познакомился с будущим народным художником РФ Анатолием Алексеевым, который и сманил его и другого талантливого художника Глеба Богданова на Байкал. Оказавшись в Иркутске, молодые авторы решились на эксперимент – набрали детей с аттестатами зрелости и учили их по вузовской программе.
– Среди других мастерски сделанных образов – портрет ученицы Галины Новиковой художника Светланы Гаращук, – рассказала Тамара Драница. – Аркадий Вычугжанин очень любил риск, был самостоятельным и уверенным в своей художественной правоте творцом. Наверное, поэтому образ получился таким смелым. Ведь большую часть огромного холста занимает «Портрет Ипполита Риминальди» кисти Тициана, а внизу меньше по размеру изображена Светлана Гаращук в русском платке. Я не знаю в Иркутске художника, который бы пошел на такой смелый контраст, но в итоге образ получился, ведь оказывается, модель Тициана и Вычугжанина похожи, как брат и сестра.
Среди других шедевров Аркадия Вычугжанина «Портрет телятницы Нестерчук», которую по глубине созданного образа можно назвать крестьянской Мадонной. Не менее пронзителен и образ чекистки БашаринойСоболевской, которой для того, чтобы смягчить впечатление, он накинул на плечи цветастый платок.
– Работал он обычно очень долго, это так называемый серовский метод – напишет, отвернет к стенке, потом снова пишет, в итоге работа над образом могла продолжаться несколько лет, – вспоминает Тамара Драница. – Когда он писал потрет Виталия Рогаля, только на изображение рук художника у него ушло четыре месяца.
Аркадий Вычугжанин был похож на античного мудреца: умный, спокойный, вдумчивый. Он имел непререкаемый авторитет среди коллег, – рассказала Тамара Драница. – Для меня этот человек был примером личности – сильной, интеллигентной и абсолютно свободной. Его работы будут всегда актуальны, поскольку над его творчеством властвуют глубина и правда.