Новый цех по переработке молока
Открыт в Иркутской области
18 июля в совхозе «Большееланский» открылся новый, современный цех по переработке молока. Для представителей минсельхоза и нашего корреспондента это стало не только поводом для поездки в хозяйство, но и для анализа ситуации в молочной отрасли.
Это было в одной из командировок в начале 90-х, перед выездом в поле директор совхоза «Большееланский» Виталий Шадрин решил покормить нас, двух журналистов, и за обеденным столом, искренне изливал душу.
– Ну не могу я заниматься переработкой, – с болью говорил он. – Я – хлебороб! Мое призвание – растить хлеб, производить молоко, а уж коптить колбасу… Нет уж, увольте.
Наступала пора рыночных реформ и наиболее сильные руководители-аграрники переживали мощный психологический слом. Но пройдет немного времени и хозяйственники начнут закупать импортное и отечественное оборудование для цехов по переработке сельозпродукции. Бывшие колхозы и совхозы станут не только разливать молоко, но и производить колбасу и даже лапшу. Не остались в стороне от этого движения и большееланцы. К делу подошли основательно, целиком подчинив поле ферме. Оно должно работать на корову. В травосеянии солидную долю стала занимать такая культура, как люцерна. Теперь здесь всегда имеется переходящий запас кормов. Поразила в прошлом году жестокая засуха, намного меньше обычного собрали сена, а животноводство «Большееланского» этого никак не почувствовало. Сегодня от каждой коровы здесь получают в сутки по 25 кг молока. Это потрясающий результат.
Поясню: обычно при такой жестокой засухе, какая случилась у нас в прошлом году, надои падают уже летом, в зимний период начинается бескормица, коровы худеют, снижается продуктивность, и лишь на исходе следующего лета они, как говорится, приходят в себя. В «Большееланском» про бескормицу, наверное, одни старики помнят.
– Нынче с погодой хотя и были сложности, но механизаторы заготовили тысячу тонн сена. Кстати, когда-то считалось важнейшей задачей иметь на корову тонну сена в год. В нашем хозяйстве сейчас 750 коров. Вот и считайте, сколько приходится на каждую из них! Но будет еще и второй укос, – напомнил во время недавней встречи Виталий Михайлович.
Слова эти не могли не порадовать прибывших в хозяйство представителей минсельхоза журналистов. А приехали мы по торжественному случаю: открывался новый цех по переработке молока.
– Путь к созданию современного цеха был долгим, трудным, – признавался Виталий Михайлович. – И вот свершилось. Как говорил классик: если в поле крестьянин, то Россия будет жить.
Его мысли развил мэр Усольского района Виталий Матюха:
– Когда строятся новые производства, реконструируются старые, то усиливается уверенность в завтрашнем дне.
Отмечая серьезные заслуги тружеников ЗАО «Большееланское», заместитель министра сельского хозяйства Юрий Бажанов сообщил, что только одно «Большееланское» производит 5% валового количества областного молока:
– Коллектив «Большееланского» вносит хороший вклад в решение проблем продовольственной безопасности. Создание нового о цеха – еще один шаг в этом направлении.
Юрий Семенович коснулся очень серьезной темы. Согласно данным Иркутскстата за 2008 год, каждый горожанин потреблял в месяц в среднем 16,6 кг молока и молочных продуктов. Таким образом, годовая потребность населения Приангарья – 400 тыс. тонн. А товарного молока, то есть сырья для молзаводов, селяне произвели в тот год лишь 157 тыс. тонн. Дисбаланс? Еще какой. Данные по пищевой промышленности, предоставленные тоже Иркутскстатом, не менее обескураживающие. В частности, молока и молокопродуктов переработчики нашей области произвели в 2008 году около 127 тыс. тонн. Налицо большой разрыв между производством сырья, продукцией самих переработчиков и тем количеством молочных продуктов, которые потребили горожане.(К сожалению, использовать данные за более поздний период нет возможности из-за отсутствия ряда показателей). Но за истекшие годы положение вряд ли могло серьезно измениться. Вот и напрашивается вопрос: откуда берутся молокопродукты на полках наших магазинов?
Самый простой вариант ответа – молочную продукцию нам поставляют из других регионов России. Но и там ситуация, увы, не блестящая. По данным Росстата, при некотором сокращении дойного поголовья в 2012 году производство молока на сельхозпредприятиях упало на 5,5%. И сразу же пришла в движение вся цепочка. Выпуск сыров упал почти на 10%, творога – на 6,7%, масла сливочного – на 3,5%, спад производства цельномолочной продукции составил 3,8%. Как же восполняется этот дефицит по стране? За счет все растущего импорта. Например, за пять месяцев этого года импорт молока и сливок увеличился почти на 49% по сравнению с тем же периодом минувшего года. Возросли объемы закупок за рубежом масла сливочного, а также молока и сливок сгущенных на 26–27%.
К счастью, иркутские животноводы начали этот год очень хорошо. Сейчас они надаивают на корову по 13,5 кг молока или на 1,5 кг больше, чем в предыдущем году. Оба результата превосходные. Правда, коровок у нас не столь много, как было. Поэтому и существует дефицит продукции. И этот дефицит, как указывал генеральный директор ОАО «Белореченское» Гавриил Франтенко, пытаются восполнить очень нечестными способами. В страну завозится немалое количество пальмового масла. Оно идет и в молочную промышленность.
Зато свои, областные переработчики, очень тщательно следят за качеством. Во время знакомства с новым производством нам была предоставлена возможность продегустировать продукцию, которую начал выпускать новый цех – отменная по вкусу.
– Мы давно задумывались о создании более мощного, более современного цеха по пеработке, – говорил главный инженер Петр Ерофеев. – Провели работу быстро и качественно. Началась реконструкция в апреле, а сегодня новое производство уже в работе.
Что интересно, все расходы на строительство большееланцы взяли на себя. 30 млн рублей ушло на модернизацию. Кстати, 2–3 года назад предприятие построило новый, современный корпус для содержания коров. Было затрачено на это порядка 20 млн рублей. Все деньги из собственного кармана предприятия.
С давних времен принято на Руси называть коровенок самыми добрыми и ласкательными именами. Зорька, Ноченька, Светлая. И с давних пор коровенку воспринимают у нас как кормилицу. Ну и в самом деле, разве не кормилица она для «Большееланского»? Ведь на «молочные деньги» построены два дорогостоящих объекта. «Молочные деньги» зарабатывают доярки и скотники. Благодаря коровенке востребована земля и используется очень эффективно.
Селяне частенько напоминают: все с поля начинается. Так-то оно так, но в наши дни тяжело полю без коровенки. Она и кормит, и поит, и денежки приносит.