Мастер-ювелир Эдуард Куклин черпает идеи из эпоса и музейных архивов
– Осторожно, здесь мой материал, – предупреждает Эдуард Куклин. «Материал» в виде горсточки металлической пыли лежит на столе. В скором времени крупицы будут расплавлены и превратятся в изысканные украшения.
Три года назад Эдуард устроился в Усть-Ордынский центр народных художественных промыслов мастером по изготовлению ювелирных украшений. Уроженец села Шараты Нукутского района с десяти лет занимался резьбой по дереву, бисероплетением, рисованием. Родственникам, знакомым девочкам дарил на день рождения колечки, браслеты, до сих пор у двоюродной сестры хранится расписное яйцо на Пасху, украшенное бисером, инкрустированное проволокой. Творческие наклонности возникли не на пустом месте – в его роду были умельцы. К окончанию школы он определился с выбором будущей профессии, поступил в Иволгинский лицей традиционных искусств народов Забайкалья на отделение по подготовке мастеров по чеканке. Через два года продолжил обучение на факультете декоративно-прикладного искусства Восточно-Сибирской государственной академии культуры в Улан-Удэ.
Еще в студенчестве у Эдуарда, как настоящего мастера, возникла мечта создать свой неповторимый «почерк». Для этого, как он считает, необходимо учиться и приобретать опыт. Особенно привлекает старинная техника изготовления украшений из цветных металлов – меди, мельхиора, серебра. Филигрань, чеканка и насечка – вот три составляющие, используемые мастером в работе. Старается восстановить забытую технику бурятских мастеров. Что-то находит в специальной литературе, что-то – в музейных экспонатах.
– Моей настольной книгой стала монография «Художественная обработка металла предбайкальских бурят» Виктории Банаевой, моей коллеги. Она собрала уникальный материал, который я с интересом изучаю. Мне нравится делать украшения в национальном колорите, использую старинные элементы, – рассказывает мастер, при этом успевает колдовать над серебряной цепочкой. Он уверенно направляет горелку на звенья, отрезает застежку и заново скрепляет. – Заказов много, времени на изучение материала практически не остается.
Ждет свою хозяйку серебряный гарнитур, бережно сложенный в кисет. Как объяснил Эдуард, сам разработал дизайн сережек и подвески в стиле тошировки: в центре четырехлепесткового цветка алеет коралл, как будто вытекает из цветка сердечко с символом изобилия – бараньим рогом. Украшение, без сомнения, необычно и оригинально на зависть модницам.
Мастер не ведет счет своим изделиям, для него главное – процесс от идеи до воплощения. Десятки колец, сережек, браслетов. Свое первое ювелирное изделие сделал маме – серьги в подарок. Работает и со сценическими костюмами, занимается украшением свадебных нарядов из войлока, восстанавливает по старинным фотографиям. Для него эпос и архивы музеев – главные источники творческих идей. В 2012 году создал коллекцию украшений «Сокровища Усть-Орды», в этом – «Гоелто» по мотивам бурятских мастеров. Первая коллекция была изготовлена из кожи, латуни, мельхиора, вторая – из меди, латуни, мельхиора.
Как любой творческий человек, Эдуард не любит делиться своими планами. Но у него их явно более чем достаточно. Пожелаем ему все их воплотить в жизнь.