31.07.2014 10:15
Рубрики
Территории
Теги
31.07.2014 10:15

«Вести – Усть­Орда» – говорим и показываем

С 2013 года жители Усть-Ордынского округа получили возможность смотреть программу «Вести – Усть-Орда», которую делает команда ГТРК «Иркутск». О специфике телевидения, современных методах работы журналистов, об особенностях работы в «полях» – наше интервью с редактором программы Светланой Банько.

– У программы «Вести – Усть-Орда» непростая, но интересная история. В телевизионном эфире она впервые появилась в марте 2004 года. Тогда Усть-Ордынский Бурятский автономный округ был единственным субъектом РФ, в котором не было ни одной телерадиокомпании, поэтому власти округа и предложили нашей ГТРК создать отдельный проект для телезрителей. Сначала в рамках программы «Вести – Иркутск» ежедневно по будням в эфир выходил пятиминутный блок новостей «Вести – Усть-Орда», а позже создали и итоговую программу, которую жители округа могли смотреть по субботам. Через три с лишним года руководство автономии приняло решение этот телевизионный проект закрыть. Конечно, наши корреспонденты не перестали ездить в Усть-Ордынский округ и оттуда привозить различные репортажи, но в эфире они выходили только уже в информационной программе «Вести – Иркутск». 

В мае 2013 года проект «Вести – Усть-Орда» был возрожден по инициативе главы округа Анатолия Прокопьева и начальника управления пресс-службы и информации губернатора и правительства региона Ирины Леньшиной.

Сегодня «Вести – Усть-Орда» выходят в эфир в 18.45, каждую четвертую пятницу месяца. Как и прежде, над созданием программы трудится команда «Вести – Иркутск». В каждом выпуске – новости: социальные, политика, сельское хозяйство, медицина, культура, спорт. Ведущая Марина Хичибеева. Некоторые зрители помнят ее, поскольку она вела программу «Вести – Усть-Орда» в годы существования автономии. Кстати, Марина по национальности бурятка, родилась в поселке Усть-Ордынский, а выросла в деревне Баянгазуй Эхирит-Булагатского района.

– Про журналистику, и телевизионную, в том числе, существует обидное мнение, мол, пугать обывателя стало обычным делом…

– Я на ТВ работаю больше 10 лет и вижу, как меняется мнение людей. Раньше к телевидению относились по-другому – более настороженно, даже боялись. Сейчас люди стали раскрепощеннее. Все зависит от порядочности и профессионализма журналиста, от того – какую именно картинку он покажет аудитории.

Что касается Усть-Орды, там осталось трогательное, советское, что ли, отношение к телевидению. Когда мы приезжаем в отдаленную деревню на машине с логотипом «Вести», то жители бегут к нам со своими новостями или идеями, просят про это снять репортаж. Рассказывают о своих проблемах, и они уверены, что телевидение может им помочь.

– Какой вам ближе жанр – интервью-зарисовка или интервью-проблемная дискуссия?

– Приходится делать и то, и другое. Это же новости, поэтому каждый корреспондент должен быть способен снять репортаж и о происшествии, и о политическом событии, и о культурном мероприятии, и о человеке. Мне, пожалуй, ближе простые, обычные люди, которые делают конкретное дело, или те, кто имеет собственное мнение по той или иной проблеме. Приятно делать материалы, говоря нашим сленгом, «бантики» – такие репортажи, как правило, идут последними в новостном выпуске, для них характерен позитивный эмоциональный оттенок и какая-либо необычная тема. А вообще, иногда во время съемок встретишь интересного героя, запишешь с ним интервью, а у него такие ответы на вопросы, что сразу все хочется в сюжет поставить. Но время на телевидении очень ограничено, поэтому приходится что-то оставлять за кадром.

– Хронометраж – самое сложное в вашей работе или есть еще что-то?

– Программа «Вести – Усть-Орда» длится в эфире 15 минут. Надо распределить время на анонс, подводки ведущей, основные материалы. Поскольку жизнь в округе стабильная и спокойная, нельзя сказать, что там много масштабных информационных поводов. Но снимать всегда есть что. А иногда и в один выпуск все события не входят, опять же из-за четкого хронометража.

«Вести – Усть-Орда», впрочем, как и все на телевидении, делает целая команда. Редакторы, корреспонденты, операторы, монтажеры, режиссеры. И от работы каждого зависит многое. К примеру, если оператор плохо снял – приходится монтажеру биться и склеивать планы. А если снял не то, что нужно, тогда журналистам нужно менять текст.

Заранее неизвестно, как будет выглядеть сюжет. Концепция выстраивается при его подготовке. Это в теории считается, что к любому материалу должен быть написан сценарный план. Чаще всего ориентируешься по ходу. Бывает, по телефону тебе говорят, у нас есть то и это, и еще вот это строится. Приезжаешь, а на месте пусто. Новостройки только в проекте, и снимать, кроме цветов и травки, нечего.

– В упрек телевидению ставится, что раньше по ТВ показывали героев труда – доярок, пахарей, ученых, а сейчас на экранах чаще всего видно звезд шоу-бизнеса…

– Мы и сейчас показываем простых людей. Всегда главное для нас, в любом материале, люди, герои. Мы их ищем. Зрителю проще воспринимать, когда информацию доносит не политик, а обычный человек. Зритель думает – вот человек прошел через это, значит, это так и есть на самом деле…

Вообще, мы выдерживаем стилистику федерального канала. Есть в редакции продюсер, он разрабатывает темы. Есть шеф-редакторы, от которых зависит содержание программы. У нас два шефа, и они меняются через неделю. К примеру, Саше Мальму нравятся более креативные новости. Женя Павлов, с огромным телевизионным опытом, больше склонен к классическим новостям.

Понятно, что в Усть-Ордынском округе звезд шоу-бизнеса не встретишь. Там живут обычные люди, труженики, фермеры. Им близки настоящие ценности, их заботят насущные вопросы – сколько центнеров зерна собрали, много ли сена заготовили, какая жирность молока у коров. Мне нравятся именно люди труда – они живут непридуманными проблемами, заняты настоящим делом. Смотришь на молодых, которые работают на земле, строят дома, и понимаешь – традиции с уходом старшего поколения не прервутся. На земле останутся хозяева, страна и дальше будет развиваться благодаря людям труда…

Работать в Усть-Орде – большое удовольствие, округ – родина культурных и спортивных талантов. Буряты знают свою родословную до десятого колена, трепетно хранят свои обычаи и традиции, передают их из поколения в поколение. Разговорившись с жителем какой-нибудь деревни, обязательно узнаешь много нового и интересного.

Когда приезжаем в гости в районы, мы встречаем неподдельное дружелюбие и уважение. И сами мы обязательно придерживаемся местных традиций, например, кидаем монетки на священных местах – барисанах. И нам приятно, что мы приобщились к этой культуре, что эти традиции стали и нашими.

– При подготовке сюжетов случались ли какие-то неожиданные открытия?

– Бывает, снимаешь похожие сюжеты в хозяйствах, про посевную, например, и на такие удивительные вещи наталкиваешься! Были мы у фермера Эдуарда Павлова в селе Гаханы Баяндаевского района и узнали, что он построил уникальное зернохранилище. Оно необычно и по своей форме (в виде юрты), и по размерам, и по качественным характеристикам. Понятно, что про это отдельный сюжет надо снимать.

И люди такие же интересные встречаются – каждый достоин отдельного сюжета. Множество обрядов, которые у бурят есть на все случаи жизни, тоже достойны отдельных рассказов. В каждом районе, в каждой семье есть свои особенности, традиции. Эта тема неисчерпаема, сколько ни снимай и ни пиши.

– Развитие округа за последние годы получило новый импульс…

– По телевизионной картинке это особенно заметно, можно сравнить с тем, что было ранее. К примеру, столько новых детских садиков и школ появилось, причем все здания современные и благоустроенные. Еще несколько лет назад этого не было. В округе работают различные программы государственной поддержки (в области строительства, сельского хозяйства). И жители в них активно участвуют, на территории создают новые семейные фермы и новые КФХ. Люди получают гранты на развитие хозяйств. Для тех, кто работает с землей, это очень значимо. Может быть, через много лет архив программы «Вести – Усть-Орда» станет главным хранителем видеокадров о том, как Усть-Ордынский округ жил и развивался.