Дело о ценовом сговоре на авиарынке суд рассмотрит в конце августа
Управление ФАС по Иркутской области пока не может добиться того, чтобы четырех федеральных авиаперевозчиков, установивших максимальные цены на перелет из Иркутска в Москву, признали нарушившими федеральный закон «О защите конкуренции». Очередной раунд разбирательств состоится 26 августа – Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа рассмотрит соответствующую кассационную жалобу УФАС.
В августе 2013 года антимонопольное ведомство по заявлению иркутян признало «Аэрофлот», «Сибирь», «Уральские авиалинии» и «Ютэйр» нарушившими закон «О защите конкуренции». По данным УФАС, в 2012-м и начале 2013 году перевозчики устанавливали одинаково высокие цены на авиабилеты из Иркутска в Москву и обратно (получалось около 30 тыс. рублей в обе стороны). В ответ на это авиакомпании обратились в Арбитражный суд региона, который постановление УФАС отменил. Четвертый арбитражный апелляционный суд, куда жалобу подавали антимонопольщики, оставил в силе решение первой инстанции. Но УФАС опротестовало его в Федеральном арбитражном суду Восточно-Сибирского округа.
В суде авиакомпании настаивают на том, что у всех разные затраты на перелет из Иркутска в Москву, а значит, сговора в принципе быть не может. Известно, что на авиационный тариф больше всего влияет стоимость авиакеросина, а также обслуживания в аэропорту. На сайте Росавиации есть данные о ценах на топливо в аэропортах Сибири – Иркутск в этом списке отнюдь не лидер. По данным на май этого года, стоимость авиакеросина в иркутском аэропорту составляла от 28 до 29,7 тыс. рублей за тонну. В Улан-Удэ (аэропорт «Байкал») – 35 тыс. рублей, топливо в Красноярске (Емельяново) стоило от 29,6 до 38,7 тыс., в Новосибирске (Толмачево) – от 24,9 до 29,4 тыс. рублей. Для сравнения: цена топлива в аэропортах Москвы колебалась от 32,7 до 34,7 тыс. рублей за тонну.
Ранее в интервью газете «Областная» гендиректор иркутского аэропорта Константин Былинин говорил, что стоимость обслуживания лайнеров у нас не самая высокая среди аэропортов СФО.
Часть аэропортовых тарифов, например, плата за взлет-посадку лайнеров, устанавливает государство – Федеральная служба по тарифам, их менять нельзя, пояснил Былинин. С его слов, высокий спрос на московское направление рождает предложение с завышенными ценами на маршрут.
Представитель одного из федеральных перевозчиков косвенно подтверждает эту мысль – по его словам, весной или осенью лайнеры летают с загрузкой от 60 до 80%, в летний период – не менее 90%. Спрос на Москву из Иркутска всегда стабилен, в отличие от других городов в СФО.
Сейчас цены на авиабилеты в столицу дешевыми не назовешь. Согласно данным сервиса Skyscanner, стоимость авиабилета из Иркутска в Москву и обратно (25 августа – 1 сентября) минимально составит 29,6 тыс. рублей, из Улан-Удэ – 28,3 тыс., из Красноярска – 18,6 тыс. рублей, из Новосибирска – 16,7 тыс. рублей. Если брать билеты из Иркутска на начало октября, то цена составит от 16,1 тыс. рублей в обе стороны, из Улан-Удэ – 23,6 тыс. рублей, из Красноярска – 15,8 тыс. рублей, из Новосибирска – 15,5 тыс. рублей.