Раньше посеешь – быстрее уберешь?
В Приангарье продолжается уборочная кампания. Как сообщили в министерстве сельского хозяйства, на 21 августа по области было обмолочено 35,5 тыс. гектаров. В прошлом году на эту дату удалось убрать менее 17 тыс. гектаров. То есть ранний весенний старт привел к ранней уборке.
Сколько же тревог вызвала минувшая весна у селян. В марте, точнее во второй его половине, казалось, все таяло, апрель и вовсе побил все рекорды по теплу за 130 лет. Что делать крестьянину?
– А ты посоветуйся со стариками. Послушай их, – вразумлял заместитель министра сельского хозяйства региона Юрий Бажанов директора Шадрина .
– Из всех стариков в «Большееланском» я один тут старик, – посмеялся Виталий Михайлович.
И 12 апреля он вывел сеялки в поле. Многое было в нашей земледельческой истории, но столь раннего сева земля иркутская вряд ли знала. Удивлялись и недоумевали иные соседи, тоже, кстати, испытанные хлебопашцы. Подсознание подсказывало им: небо даром так много тепла да в столь раннюю пору не дает. Не обмануло их предчувствие: 20 мая, когда уже и в «Большееланском», и во всех других хозяйствах поля зеленели, вдруг грянули заморозки. То есть только отвели от себя одну беду те, кто очень рано посеял, как на пороге их ожидала другая. Корил иной земледелец себя: зачем я торопился. Но в споре хлебороба с природой арбитром является урожай. Какой он на сегодня в том же «Большееланском» оказался?
– Ячмень убрали – а это 1700 гектаров, – говорит с удовлетворением главный агроном сельхозпредприятия Владимир Романовский. – По 32 центнера вышло на круг в амбарном весе. Овес заканчиваем, тоже 30 центнеров будет. А его 600 гектаров.
Результаты превосходные. Но есть тут свои нюансы. Хозяйство делает ставку на ячмень, поскольку поле здесь работает только на ферму. А эта фуражная культура отличается самой большей холодостойкостью среди всех зерновых. Есть и второй момент, не поддающийся воздействию человека. Июнь, если оперировать данными по Иркутску, не баловал дождями. Июль, как и предсказывали областные метеорологи, был очень жарким, Осадков выпало немногим больше половины нормы. По этой причине в том же «Большееланском» ячмени сорта «биом» оказались низкорослыми.
– Мы убирали только напрямую – хлеба-то все сухие, – уточняет Владимир Ростиславович. – На ячменных полях комбайны шли на пониженной скорости.
В «Большееланском» ориентируются на традиционную систему земледелия, поэтому, убрав солому (она пойдет на ферму), запустили плуги. На 21 августа была вспахана половина запланированной площади. А что такое августовская зябь? Это тот же полупар или, говоря образным языком, хорошая основа будущего урожая.
Как ни странно, но здесь при всех превратностях погоды и кормовое поле порадовало своей продуктивностью. Механизаторы уже провели второй укос люцерны, хотя обычно ко второму укосу у нас в Приангарье приступают лишь в сентябре. Но здесь, очевидно, умеют поторапливаться. Сена заготовили столько, что его и на будущий год хватит. На подходе кукуруза. Два метра высотой с двумя-тремя початками. Что еще надо коровенкам?
Другой подход к срокам сева, к технологии – в ОАО «Белореченское».
– Мы не рвались слишком рано выводить посевные комплексы, – говорит главный агроном объединения Андрей Щуплецов. – Старались придерживаться агротехнических сроков. Результат? Приезжайте, посмотрите. Возьмите Хайту. Там именно только в оптимальные сроки провели сев, и урожайность зерновых выше, чем у соседей на 3–4 центнера. С гектара берут по 33–34 центнера зерна. В целом по агрообъединению заканчиваем уборку ячменя. Он у нас 13 тыс. гектаров занимает. 30 центнеров сыпет. Убрали один пшеничный массив – тоже 30 центнеров дал.
Два хозяйства – два лидера в растениеводстве. Но методы ведения земледелия разнятся. В «Белореченском» ориентируются на высокоинтенсивные технологии. Здесь работают крупные посевные комплексы, использующие космическую навигацию. Сев ведется по стерне, а где стерня – там и влаги. Производительность комплексов высочайшая.
Если говорить об ориентации на ту или иную систему обработки земли, то между теми двумя лидерами стоит элитхоз ЗАО «Иркутские семена». Его специалисты от плуга не отказываются, но и на стерню смотрят без вражды. Земли здесь тяжелые, средние суглинки. Вот и к срокам сева отнеслись внимательно. Сеяли рано, но не слишком рвались вперед. В итоге к жатве приступили намного раньше. Ячмень уже «сманули» – 30 центнеров дал. На гороховом поле получили по 20 центнеров. Идет уборка овса – тоже неплохо сыпет.
– Конечно, хотелось бы иметь более высокий урожай, – признается директор элитхоза Леонид Ширяев. – Но по такому году, да при заморозках… Нет, урожай зерновых достойный. Несколько сложнее с картофелем. Жара не могла не сказаться. Ботва кое-где сгорела, то есть пожелтела. Пока двумя комбайнами ведем копку, а в ближайшие дни запустим все семь.
Как сообщили в министерстве сельского хозяйства, на 21 августа по области было обмолочено 35,5 тыс. гектаров. Намолачивают с каждого гектара по 22,9 центнера зерна, годом ранее брали 25,4 центнера. Тут есть своя логика. Первыми жатву всегда начинают самые «развитые» хозяйства, затем в страду включаются «середнячки», и они уже сбивают хорошие показатели. Но при всей противоречивости результатов по разным районам было бы рискованно утверждать, что нынешний урожай хуже прошлогоднего. Есть тут приятные парадоксы. Когда было, например, такое, чтобы на старте эхиритские земледельцы давили на пятки усольчанам? У них урожайность держится на уровне 26 центнеров, а у постоянных лидеров – 27. Или взять такой самый мощный земледельческий регион, как Черемховский. По 24 центнера берет он на круг. И такую же урожайность демонстрирует на первых порах Тайшетский район. Если черемховцы вопреки засухе берут за счет высокой культуры земледелия, то западному региону на этот раз повезло с дождями и теплом. В сложной ситуации оказались земледельцы Приангарской зоны. Всего лишь по 13 центнеров берут в Нукутском районе. Июльская жара и сушь свели к минимуму большой труд хлеборобов. Но результаты могли быть куда хуже, если крупные хозяйства не встали бы на путь минимализации обработки почвы.
– В этом году очень положительно должна сказаться ставка на семена высших репродукций, – говорит ведущий советник отдела растениеводства с механизацией министерства сельского хозяйства области Алексей Каменьков. – Что касается сроков сева, а именно ориентации на очень ранние, то здесь много вопросов. Где-то они прекрасно себя оправдали, где-то ранние всходы попали под заморозки, а потом пришла жара.
Как бы там ни было, но серьезные маневры на весеннем поле говорят о том, что наши крестьяне ищут пути успешного ведения сельского хозяйства в столь сложных условиях Восточной Сибири. Окончательные итоги подведет урожай, но первые результаты все-таки впечатляют.