Развитие Байкальска требует изменений в законодательстве
Реализация ряда инвестпроектов в городе Байкальске в ближайшие годы позволит снять напряжение на рынке труда. Речь идет о развитии турзоны, открытии производств по розливу воды, расширении существующих предприятий, а также создании агропарка. При этом ограничения законодательства препятствуют реализации еще семи крупных инвестпроектов на общую сумму 4 млрд рублей, которые могли бы дать дополнительные рабочие места.
20 августа в правительстве Иркутской области прошло совещание по вопросам трудоустройства граждан, уволенных в результате закрытия ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат», под председательством заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости Максима Паршина и заместителя председателя правительства Иркутской области Валентины Вобликовой. В обсуждении проблемы приняли участие представители региональных министерств экономического развития, труда и занятости, жилищной политики и энергетики, главы Слюдянского района и города Байкальска.
– Мы побывали в Байкальске, пообщались с жителями, – отметил Максим Паршин. – Проблем еще очень много. В первую очередь это высвобожденные работники БЦБК, которые до сих пор не трудоустроены. Полноценное решение этого вопроса невозможно без эффективного взаимодействия всех уровней власти и хозяйствующих субъектов. Предлагаю составить детальный план дальнейших действий и обозначить те мероприятия, реализация которых находится в ведении Федеральной службы по труду и занятости.
Министр экономического развития Иркутской области Руслан Ким рассказал, что на сегодняшний день Байкальск является глубоко дотационной территорией. На конец июля зарегистрированная безработица составила 5,2%, что выше среднеобластного показателя. По словам министра, опросы показали, что часть работников комбината не готова переезжать в другие территории. Хотя было предложено достаточно много вакансий, как в Иркутской области, так и за ее пределами.
Как добавил заместитель министра труда и занятости Приангарья Максим Авдеев, на учете в центре занятости города находится 403 человека. Зачастую предлагаемые варианты трудоустройства не соответствуют специальностям соискателей. А на переобучение люди идут неохотно. В целом в банке вакансий имеются рабочие места в сфере торговли, строительства, общественного питания, здравоохранения, образования и предоставления услуг населению. По словам замминистра, основная проблема в том, что большая часть высвободившихся работников не может пройти переобучение в силу возраста, так как треть бывших сотрудников БЦБК старше 50 лет.
– Когда в 2008 году был закрыт комбинат, разрабатывался комплексный инвестиционный план с мерами государственной поддержки. В 2010 году он был актуализирован и продлен до 2020 года, – напомнил Руслан Ким. – Но в 2009 году БЦБК вновь заработал, напряженность была снята, и инвестплан стал неактуален. Несмотря на это было принято решение о переносе особой экономической зоны туристско-рекреационного типа из Большого Голоустного в Байкальск. Была проведена инвентаризация земель, в федеральном и областном бюджетах на создание инфраструктуры ОЭЗ заложено 2,2 млрд рублей. Приняты также решения о расширении турзоны с привлечением части площадки БЦБК. На данный момент зарегистрировано четыре резидента ОЭЗ. У инвесторов на сегодня серьезные планы, поскольку комбинат в 2013 году был официально закрыт.
Министр добавил, что на территории города доля малого бизнеса за пять лет возросла с 27% до 71%. Но развитие бизнеса в Байкальске, впрочем, как и в ряде других территорий Слюдянского района, тормозит федеральное законодательство. В частности постановление правительства РФ № 643 об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории. Региональным властям пока удалось отстоять изменение в нормативный акт по исключению из списка четырех видов деятельности. Так, сняты ограничения по производству лекарственных средств на основе растительного сырья, розливу воды, сбору и переработке овощной и плодово-ягодной продукции. В отношении остальных видов, которые предложило к исключению из перечня правительство Приангарья, решение пока не принято, поскольку получены неоднозначные оценки. Это деревообработка, судосборочное и судоремонтное производство, переработка рыбы, строительство теплоисточников на генераторном топливном газе. Как сообщалось ранее, уже подготовлен проект постановления правительства РФ об исключении из перечня производства хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий.
– Мы сотрудничаем с наукой по указанным видам деятельности, чтобы обосновать их разрешенное использование, – продолжил министр. – К сожалению, сегодня запрещены предприятия по переработке рыбы. А добывать рыбу и разводить ее можно. Но это экономически нецелесообразно без дальнейшей переработки сырья. Поэтому мы продолжаем настаивать на разрешении данного вида деятельности, чтобы комплексно развивать рыбное хозяйство. На мой взгляд, нужно разрешить и лесопереработку в центральной экологической зоне, но не в больших объемах.
Как заявил Руслан Ким, ограничения постановления № 643 тормозят реализацию семи инвестиционных проектов на общую сумму 4 млрд рублей. Министр отметил, что правительство региона вело переговоры с корейскими и итальянскими инвесторами по строительству на Байкале судоремонтных и судостроительных заводов. Но зарубежные партнеры пока не готовы вкладывать деньги именно из-за ограничений в законодательстве.
– Помимо этого, мы сейчас решаем вопросы по строительству инфраструктуры для развития Байкальска как города-курорта, – сообщил Руслан Ким. – Также подготовлены проекты по созданию индустриального парка на территории Слюдянского района – первый этап ввода в Култуке, второй – в Байкальске. Поддержан проект по созданию агропарка в моногороде и комплексного рынка для первичной переработки и сортировки продукции. Турзона, развитие малого и среднего бизнеса, реализация ряда инвестиционных проектов – все это позволит снять напряженность на рынке труда в Байкальске.