29.08.2014 07:45
Рубрики
Культура
Теги
29.08.2014 07:45

Переводя часы назад

Сотрудники Свирского музея восстанавливают историю города

В каждом городе, большом ли, малом, есть музей. Город Свирск – не исключение. Музей здесь существует с 1982 года. Он создавался при заводе Востсибэлемент – в то время градообразующем предприятии, как музей боевой и трудовой славы.

Все экспонаты музея были связаны с историей завода: работой в годы Великой Отечественной войны, с передовиками производства, с комсомольским и спортивным движением… В таком виде учреждение благополучно просуществовало до начала 2000 года. «Перестройка» началась три года назад, когда директором музея стала Рита Сипатина – историк, в прошлом преподаватель средней школы.

От казаков до революционеров

– В 2011 году было принято решение перепрофилировать данный музей в историко-краеведческий, – рассказывает Рита Федоровна. – Собственно, с этого мы и начали перестройку. Первая задача была – собрать экспонаты. По рекомендации Иркутского областного музея собирали не фотографии, а предметы крестьянского быта. Ездили по деревням округи. Одновременно разыскивали предметы быта, связанные с пионерским и комсомольским движением, посуду, мебель, предметы интерьера городских квартир 50–70 годов XX века. Вторым серьезным направлением стала организация исследовательской работы. Как оказалось, здесь нас ждали настоящие открытия.

Надо отметить, что до этого момента история создания Свирска была весьма неубедительной. Считалось, что возникновение деревни Свирской было основано, якобы, на воспоминаниях единственного человека – старожила Т. Добрышкина. Существовала легенда, по которой то ли в начале, то ли в середине XIX века прибыл в Сибирь политический ссыльный по фамилии Свирский. Сослали его в деревню Макарьево, но староста, боясь за политическое разложение крестьян, указал место, где тот мог бы обустроиться – на берегу реки Ангары. Там ссыльный построил избушку, написав на дверях «Свирский», которая и заложила начало города Свирска.

– Как историк, я понимала, что единственные воспоминания – это очень субъективно, и должно быть подкреплено какими-то документами, – объясняет директор. – Для того чтобы убедиться в реалистичности этой легенды, я обратилась в архивы. С ноября по апрель работала сразу в нескольких: государственном архиве Иркутской области, архиве новейшей истории, архивах ФСБ и МВД, попутно занимаясь историей репрессий. Итогом работы стало документально подтвержденное исследование.

Рита Сипатина выяснила, что первое название деревни, от которой впоследствии возник город, было не Свирская, а Черниговская. Основателем ее являлся не политический ссыльный, а казак Черниговский – приказчик Идинского острога. Данный острог располагался на противоположном берегу реки Ангары, там, где сейчас находится деревня Каменка. Первое упоминание об остроге содержится в описании водяного пути от города Иркутска до Енисейска вниз по рекам Ангаре, Тунгуске и Енисею. В документах также было указано, что на территории острога находилась Троицкая церковь, метрические книги которой сохранились до нашего времени. Результат второй, не менее потрясающий, – первое письменное описание заимки Черниговская относится к 1735 году. А письменное упоминание фамилии Свирских – к 1795 году! Существовавшая долгие годы легенда просто рассыпалась! В качестве доказательства Рита Сипатина показывает страничку метрической книги, нараспев читая затейливую старославянскую вязь:

«Венчан брак Идинского острога Черниговской деревни мещанин Михаил Александров, сын Свирский, того же острога верхней деревни крестьянина Стефана Александрова, сына Шишкина с дочерью его родной Феклой первым браком».

Данная страничка – увеличенная и упрятанная под стекло в красивой раме – теперь ценнейший экспонат Свирского краеведческого музея.

Во время работы в архивах директору также удалось вернуть из небытия многие фамилии репрессированных директоров завода Востсибэлемент, незаслуженно забытые беспамятными потомками.

– Во время изучения списков репрессированных меня зацепила фамилия Моисея Ионовича Лисовского, – рассказывает Рита Сипатина. – Он был первым начальником завода Востсибэлемент, а город, собственно, и начался с завода. В музее есть история завода, есть подшивки газет с 1939 года, но нигде не упоминается такой фамилии. Заручившись поддержкой нашего мэра (Владимир Орноев сам писал сопроводительные письма в ФСБ), я получила разрешение поработать в их архивах и посмотрела дело Лисовского. Какая изумительная и трагическая судьба открылась мне!

Оказывается, Моисей Ионович был видным революционером. Еще до революции вступил в партию. Сидел по тюрьмам, как все социал-демократы. В 1911 году эмигрировал в Америку, работал на заводах Форда в Детройте и, занимаясь издательской деятельностью, выпускал газету «Луч» для американских рабочих. Когда произошла революция, имел глупость вернуться в Петроград. Являлся членом военного революционного комитета, был лично знаком с Троцким и Зиновьевым. Возглавлял «Красную» газету». Затем по просьбе Оржоникидзе ездил в Грузию, где основал коммунистический университет. Воевал на фронтах Гражданской войны с Деникиным, был награжден двумя орденами Красного Знамени, а в 1935 году получил задание ехать в Свирск, чтобы возглавить строительство. В 1937 году Лисовского арестовали, а через год расстреляли как врага народа. Не менее трагична судьба еще одного директора, который работал в годы Великой Отечественной войны – Шпакова Николая Павловича.

– Когда я ознакомилась с документами, буквально волосы встали дыбом: сколько изломанных жизней, перечеркнутых судеб! – с болью говорит Рита Сипатина. – Узнав их истории, появилось восхищение этими людьми: как можно было вообще выживать в то время и еще что-то при этом построить?! Сейчас мы обновляем экспозицию и непременно включим незаслуженно забытые имена.

Новые открытия

К юбилею города Свирский краеведческий музей получил новое просторное помещение. Городская администрация выделила деньги на ремонт, обновление стендов, освещение и реставрацию экспонатов. Рита Сипатина с гордостью проводит экскурсию:

– Здесь фрагмент деревенской избы, его для нас сделало Свирское предприятие «ТМ-Байкал». Макет русской печки. Сейчас доделаем полку и расставим утварь: берестяные туеса, рубель, прялки. Это экспонат конца XIX века – сеяльница, выдолбленная из цельного ствола лиственницы, это зеркало начала XIX века. Недавно из Москвы выписали сундучок-игротеку со старинными деревянными игрушками – будем показывать ребятишкам. Рядом фотография мастерицы-ткачихи. Это она соткала полотенце из конопли, хранящееся в нашем музее. Про него, кстати, Свирская детская анимационная студия сделала свой первый мультфильм.

По соседству история советского периода: манекен в пионерской форме, школьные учебники, «бессмертные» произведения Ленина, Сталина, Брежнева… Незатейливая мебель горожан. В центре – внушительный начальнический стол – символ советского управленческого статуса.

– С этим столом у нас произошла забавная история, – с улыбкой рассказывает директор. – Приехали как-то к нам на экскурсию заместитель председателя правительства Валентина Вобликова и министр социального развития Владимир Родионов. Сопровождал гостей, разумеется, наш мэр – Владимир Орноев. Так вот, во время экскурсии мэр неожиданно узнал свой стол! Оказывается за ним он сидел, когда работал на заводе в девятом цехе!

Впереди у сотрудников Свирского музея еще много работы и, конечно, новых открытий.

– Пока целая «дыра» по XIX веку, много белых пятен по японским и литовским военнопленным, – перечисляет Рита Федоровна. – С каждым годом работы почему-то не убавляется, а прибавляется, зато и интерес год от года растет. Наши свирчане сегодня с удовольствием приходят в музей, приносят старинные вещи, интересуются историей. Это ли не показатель того, что мы работаем не зря?