Цены на продукты подвергнут мониторингу
Проблемы возможного повышения цен на продукты питания сегодня почти у всех на слуху. Но тема для знатоков не новая: даже при самом беглом анализе информации за последнюю четверть века мы обязательно столкнемся с четко выраженной тенденцией постоянного подорожания продовольствия. Однако нынешняя ситуация наиболее серьезная.
Государство на этот раз вынуждено было встать на путь, близкий к самопожертвованию, то есть отказаться от импорта продовольствия из западных стран. Естественно, такие меры могут отрицательно сказаться на внутренней торговле в России, на ценовой составляющей. Как же складывается ситуация с тем и другим у нас в Приангарье? Этому вопросу и было посвящено первое заседание оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков.
Открывая заседание штаба, первый заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Игнатенко отметил, что сегодня необходимо не только отслеживать ценовые изменения, но и анализировать процесс ценообразования. А также привлекать как можно большее количество производителей продуктов реализовывать свой товар на сельхозярмарках: увеличение количества предложений должно сдерживать рост цен.
Пока что над Иркутском небо безоблачное. Как можно было понять из выступления Елены Гусевой, временно замещающей должность руководителя областной службы потребительского рынка и лицензирования, повода для серьезной тревоги нет. Под наблюдением службы находится работа сетевых и несетевых торговых организаций, стационарных и нестационарных, а также торговых рынков. Отслеживаются цены по 40 товарам, из которых 28,– попавших под санкции государства, и 12, считающихся социально значимыми. Если и есть изменения в ценах, то незначительные, причем как в сторону роста, так и понижения. По данным муниципальных образований, на свинину цены выросли на 0,7%, на говядину – на 0,6%. При этом в торговых сетях и магазинах не выявлено сужение ассортимента. Свои наблюдения за ценовыми изменениями ведут и сотрудники Иркутскстата, пользуясь собственной методикой.
Те незначительные колебания, которые наблюдаются на продовольственном рынке Приангарья, коррелируются с ситуацией по стране. После таких сообщений, казалось бы, должна исчезнуть тревога за завтрашний день. Но не будем забывать, что большая часть августа и сентября – это медовый месяц Приангарья. Почти все, кто имеют свои дачи, сели на свежий картофель, другие овощи и своим кошельком не давят на продовольственный рынок, наоборот, кое-что подбрасывают ему сами. О перспективах развития местной торговли в областном центре говорилось на заседании штаба. В частности, председатель комитета по экономике администрации Иркутска Алексей Альмухамедов сообщил о намерении открыть в этом году мини-рынки на Синюшиной горе, в Юбилейном, Университетском, Первомайском и Ново-Ленино.
Первый заместитель министра сельского хозяйства Николай Эльгерт подробно остановился на динамике отпускных цен аграрников, сложившейся в период с 7 по 22 августа. При этом он сообщил о значительном снижении цен на картофель, подчеркнув, что основная причина – поставки этого товара китайскими производителями. Выступавший не уточнил, о какой категории иностранных конкурентов идет речь: о тех, кто из-за рубежа направляет нам огромные фуры раннего и дешевого картофеля или приезжие из Поднебесной, работающие на иркутской земле.
Для сведения: несколько лет назад в распоряжении приезжих китайцев имелось порядка 200 гектаров пашни только в одном Иркутском районе. Сейчас, согласно устным данным, у них уже полторы тысячи гектаров. В сельхозотделе Иркутского района уверяют: находятся «друзья с юга» под неусыпным контролем. Посадочный материал – местный, районированный. Удобрения, гербициды используют те же, что и нашими земледельцами. Технику они применяют простейшую, которая работала в СССР в 70–80-е годы. Отсюда и дешевизна продукции. По словам некоторых аграрников, поскольку у китайцев нет хранилищ, то они стремятся весь урожай побыстрее реализовать. По иному ведут себя производители, имеющие возможность сохранить товар до весны. Вот тогда-то цены с высокой долей вероятности потянутся вверх.
Проблемы, существующие в мясной отрасли, поднял директор Иркутского мясокомбината Николай Виниченко. Согласно данным Иркутскстата, в 1990 году в Приангарье имелось 835 тысяч голов крупного рогатого скота, в 2011 году от того огромного стада осталось менее 280 тысяч голов. Количество свиней сократилось более чем вдвое. Вот и приходится смотреть переработчикам то далеко на Запад, то на Восток, откуда, мол, побыстрее да подешевле пойдет сырье. Но там тоже люди блюдут свои интересы.
– Бразильцы нам друзья, – отметил Николай Иванович. – Буквально на второй день после того, как наша страна ввела санкции на продукцию из стран ЕС, из Бразилии сообщили: «продукцию поставляем по предоплате, и цена за килограмм повышается на один доллар», то есть на 36 рублей. Брали свинину из Усть-Брянска (Бурятия), так там дважды за неделю повышали отпускные цены. В итоге она возросла на 15 рублей. Если проследить динамику цен с 1 января, то окажется, что на говядину она возросла на 45 рублей, на свинину – на 21. Я не говорю уже про сопутствующие материалы – оболочку, специи – они тоже дорожают. А мы подняли цены на свою продукцию всего на 5%…
Первый заместитель председателя правительства Виктор Игнатенко в ходе обсуждения не раз призывал стороны к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Но при этом напоминал, что задача штаба – осуществлять мониторинг, а не вмешиваться в процесс ценообразования. Тут свое слово должны сказать специалисты.
– Кроме того, сложившаяся ситуация обязывает нас обратить самое серьезное внимание на развитие сельского хозяйства и перерабатывающих производств, – заявил Виктор Игнатенко.