Доступная медицина
В Приангарье улучшается качество оказания медпомощи
Насколько доступна медицина для жителей Приангарья? Как получить высокотехнологичную помощь в Иркутской области? Кто проверяет качество и безопасность работы лечебных учреждений? Эти и другие вопросы обсуждали участники круглого стола, который прошел в редакции газеты «Областная».
В мероприятии участвовали заместитель министра здравоохранения Иркутской области Татьяна Бойко, главный врач Ивано-Матренинской детской клинической больницы Владимир Новожилов, главный врач Иркутского городского перинатального центра Ирина Ежова, начальник отдела организации обязательного медицинского страхования граждан Территориального фонда ОМС Иркутской области Ольга Стрельцова, заместитель главного врача Иркутской областной клинической больницы по анестезиологии и реанимации Игорь Каретников, начальник управления организации медпомощи министерства здравоохранения Елена Голенецкая, начальник отдела организации медпомощи взрослому населению министерства здравоохранения Ольга Лебедь.
На выбор пациента
ОГ:
– Какую медицинскую помощь могут бесплатно получить жители городов и районов Приангарья?
Ольга Стрельцова:
– Ежегодно постановлением правительства Иркутской области утверждается и издается территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Такой документ есть и на 2014 год, и на плановый период 2015–2016 годов. В нем четко прописано, какую помощь могут получать жители городов и районов Приангарья. Это первичная медико-санитарная помощь, которую оказывают в поликлиниках, специализированная медпомощь, в том числе высокотехнологичная, и помощь, которая оказывается в стационарах, в том числе дневных. Сюда же входит скорая и паллиативная медицинская помощь. Все это оплачивается как за счет средств ОМС, так и за счет бюджета. Но для жителей Иркутской области вся эта помощь бесплатная. В этом же документе прописаны заболевания, при которых можно получить медицинскую помощь, начиная от инфекционных и паразитарных до новообразований, болезней эндокринной системы и т. д.
ОГ:
– Жители области могут обратиться за медпомощью в учреждения Иркутска?
Ирина Ежова:
– Иркутский городской перинатальный центр оказывает помощь жительницам Иркутска и Иркутского района. Но к нам обращаются женщины и из других территорий. В акушерские стационары поступают в двух случаях: когда требуется плановая госпитализация и экстренная помощь, то есть роды.
Необходимо отметить, что в Иркутске существуют два учреждения третьего уровня, которые оказывают как первичную медико-санитарную помощь, так и специализированную, в том числе высокотехнологичную. Сюда относится, прежде всего, помощь деткам весом от 500 граммов, которые появляются намного раньше положенного срока. Это очень затратные, высокотехнологичные манипуляции. В министерстве здравоохранения разработан приказ, который определяет маршрутизацию пациентов при плановой госпитализации. В частности, есть определенные маршруты следования женщин с высоким акушерским и перинатальным риском. Все родовспомогательные учреждения действуют согласно этому документу. Мы работаем во взаимосвязи с областным перинатальным центром, оттуда к нам отправляют пациентов. Цели у обоих учреждений одни – снижение младенческой смертности и первичной инвалидности детей в Иркутской области. Беременные женщины с тяжелой экстрагенитальной патологией поступают в многопрофильную областную больницу. Женщин с высоким перинатальным риском, с необходимостью немедленного родоразрешения, и женщин, у которых ожидаются глубоко незрелые и недоношенные дети с проблемами, принимаем мы. Ну и нельзя забывать: мы все работаем в системе ОМС. Существует неотделимое право пациента на выбор лечебного учреждения и врача.
ОГ:
– То есть при необходимости плановой помощи к вам может обратиться любая жительница области?
Ирина Ежова:
– Безусловно. Исключением является наличие у женщины серьезной гематологической или кардиохирургической проблемы. Пациентки именно с этой патологией традиционно рожают на базе Иркутской областной клинической больницы.
Владимир Новожилов:
– К нам обращаются жители не только со всей Иркутской области, но и со всей России. Каждый гражданин имеет право выбрать лечебное учреждение и лечащего врача. Проблем здесь мы никаких не видим. К нам обращаются для получения тех видов помощи, которые в последние годы были утеряны и остались лишь в нескольких городах России. Мы работаем в области челюстно-лицевой хирургии, врожденных пороков развития у детей раннего возраста и новорожденных.
Высокотехнологичная помощь
ОГ:
– Есть ли у жителей Приангарья возможность получать высокотехнологичную помощь на местах?
Елена Голенецкая:
– Высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП) оказывают те медицинские организации, которые имеют лицензию на этот вид деятельности. Все эти учреждения находятся в Иркутске. Это Иркутская областная клиническая больница, областная детская клиническая больница, иркутский областной онкологический диспансер, центр реконструктивной и восстановительной хирургии ВСНЦ СО РАМН, клиники ИГМУ, МНТК «Микрохирургия глаза», ИваноМатренинская детская клиническая больница, Иркутская городская клиническая больница № 1, Дорожная клиническая больница на ст. ИркутскПассажирский ОАО «РЖД», Иркутский городской перинатальный центр.
ОГ:
– Как жителям городов и районов Приангарья получить помощь в этих учреждениях?
Ольга Лебедь:
– Показания к выдаче направления на получение ВМП определяет врачебная комиссия того лечебного учреждения, где наблюдается или лечится пациент. ВМП можно получить и в федеральных учреждениях. Для этого гражданин должен предоставить в министерство здравоохранения документы: заявление, согласие на обработку персональных данных, выписку из медицинской документации, все имеющиеся на руках справки о прохождении медицинских исследований. После этого мы направляем бумаги в учреждения, которые оказывают данный вид медпомощи. Через семь дней приходит ответ. Мы сообщаем об этом гражданину и выписываем талон. Наши сотрудники могут помочь пациенту с выбором учреждения и вида помощи в случае необходимости.
Татьяна Бойко:
– Все документы мы подаем в информационную систему в сканированном виде. Федеральные учреждения заочно определяют дату и время приема пациента.
В нашем регионе слабо развита реабилитация больных, перенесших инсульт. Поэтому мы направляем таких пациентов в специализированные центры, которые есть только в Красноярске и Москве. Взаиморасчеты проводятся между Территориальными фондами ОМС. Пациенту все услуги оказываются бесплатно.
ОГ:
– Сколько человек в области получает ВМП в Приангарье?
Ольга Лебедь:
– За счет средств федерального и регионального бюджетов ВМП ежегодно получают около 10 тыс. жителей региона. В текущем году это количество вырастет за счет того, что ВМП вошла в систему обязательного медицинского страхования.
ОГ:
– Компенсируется ли проезд до лечебного учреждения и обратно?
Ольга Лебедь:
– Существует категория больных, которые могут воспользоваться правом на бесплатный проезд. Мы выписываем талон, его необходимо предъявить в органах соцзащиты, которые оплачивают билеты. Проезд оплачивается только по территории России, к тому учреждению, где будет оказываться помощь.
Татьяна Бойко:
– Больные, страдающие туберкулезом, беременные женщины с высоким акушерским и перинатальным риском, больные с неустановленным диагнозом, направленные в областную детскую клиническую и Иркутскую областную клиническую больницы, также имеют право бесплатного проезда по территории региона, как воздушным, так и железнодорожном транспортом.
Врачи на выезде
ОГ:
– Как часто врачи выезжают в территории для оказания помощи на местах?
Игорь Каретников:
– В Иркутской областной клинической больнице существует целый ряд отделений и специалистов, которых нигде в области больше нет. Это, прежде всего, очень мощное отделение нейрохирургии, где трудится больше 20 врачей. На базе этого подразделения находится региональный сосудистый центр. Там оказывается помощь пациентам с инсультами. У нас также есть региональный травматологический центр для оказания помощи пострадавшим в ДТП. Два заместителя главного врача являются руководителями этих направлений во всей области. Они регулярно выезжают в районы, обучают персонал на месте, рассказывают о схеме взаимодействия с областной больницей. Во время таких командировок также принимается решение, в какие территории необходимо отправлять врачебные бригады для оказания плановой медицинской помощи.
ОГ:
– Куда чаще всего выезжают бригады?
Игорь Каретников:
– В большие города – Братск, Усть-Илимск, северные территории нашей области. За последнее время в регионе было создано семь первичных сосудистых центров. Соответственно, туда начались командировки врачей-неврологов, врачей-кардиологов для того, чтобы пациентов направляли на выполнение коронарографии, ортокоронарного шунтирования либо стентирования в случае необходимости. Вся эта работа ведется планомерно. Каждый месяц 15–20 человек ездят в командировки.
Татьяна Бойко:
– В труднодоступные территории – Тофаларию, Мамско-Чуйский, Бодайбинский, Катангский районы, куда можно добраться только воздушным путем, мы отправляем бригады центра медицины катастроф. Кроме этого у нас еще создаются выездные бригады для проведения диспансеризации детского и взрослого населения. В их составе – самые востребованные специалисты, для взрослых и ветеранов войны – кардиолог, узист, офтальмолог, сурдолог.
ОГ:
– Сколько средств выделяется на организацию выездных бригад?
Татьяна Бойко:
– На выездные бригады для ветеранов выделяется 340–350 тыс. рублей ежегодно.
Елена Голенецкая:
– На проведение детской диспансеризации в год выделяется около 800–900 тыс. рублей. Ежегодно врачи педиатрического профиля выезжают в районы области, также совершается около 30 вылетов бригад санавиации в Тофаларию. Врачи в случае необходимости оказывают помощь на местах или вывозят детей в лечебные учреждения Иркутска.
Ежедневно в Приангарье работают четыре бригады педиатрического профиля, в том числе три детских выездных неонатальных бригады. Две из них работают на базе областного перинатального центра и одна – на базе Ивано-Матренинской больницы, они оказывают помощь детям до трех месяцев. Еще одна действует на базе областной детской клинической больницы, она оказывает помощь малышам в возрасте старше трех месяцев.
У нас идет дистанционный мониторинг всех детей, находящихся в тяжелом состоянии. Мониторинг младенцев до трех месяцев ведет областной перинатальный центр, детей раннего возраста с хирургической патологией – Ивано-Матренинская больница, детей старше трех месяцев – областная детская клиническая больница. Если на территории области регистрируется ребенок с тяжелой патологией, врачи обязаны его поставить на мониторинг с областными специалистами, согласовывать всю тактику лечения с дежурными специалистами консультативного центра.
Татьяна Бойко:
– У нас также ведется мониторинг по оказанию медицинской помощи беременным женщинам с высоким акушерским и перинатальным риском, реанимационным больным. Данные стекаются в областную больницу. Дежурный врач всегда может посмотреть, где и с какими диагнозами находятся тяжелые больные. В случае необходимости доктора на местах получают консультации.
Низкая активность населения
ОГ:
– Что нужно сделать, чтобы медпомощь стала доступнее?
Ирина Ежова:
– Нужно поднимать уровень доверия пациентов к тому здравоохранению, которое сегодня организовано. К сожалению, иногда жители терпят до последнего и обращаются поздно, когда счет идет на часы.
Сегодня в крупных лечебных учреждениях федерального, регионального значения работает хорошее оборудование, организована качественная диагностика, есть возможность привлечь смежных специалистов. Обеспечить всем необходимым медицинским обслуживанием отдаленные районы Иркутской области просто невозможно, да это и не нужно. Ведь продуманы все варианты доставки, осмотра, консультации и госпитализации больного. Мы не можем иметь высококлассного нейрохирурга в Катангском районе, это будет дорого и неэффективно. Есть четко установленная маршрутизация и алгоритм действий. Самое главное, чтобы все это на местах выполняли.
Если старый корпус Иркутского городского перинатального центра будет реконструирован, то мы там планируем открыть дополнительный детский педиатрический стационар на 60 коек. Таким образом, у нас будет еще больше возможностей для оказания медицинской помощи нашим деткам до года. Это достаточно перспективный путь развития высокотехнологичной помощи младенцам.
Владимир Новожилов:
– Диспансеризация проводится бесплатно. Но загнать людей в поликлинику невозможно. Нужно ввести правило: если ты диспансеризацию прошел, получишь все услуги бесплатно в случае заболевания. Если нет – тогда плати. Человек должен отвечать за свое здоровье и быть экономически заинтересован в правильном образе жизни.
Татьяна Бойко:
– У нас в регионе очень низкая медицинская активность населения. Жители могут пройти бесплатную диспансеризацию, начиная с 21 года и каждые три года у всех специалистов. Также предусмотрены бесплатные профилактические осмотры. Их в этом году прошли 10%, а диспансеризацию – 45% населения от годового показателя.
Качество и доступность – это равнозначные понятия, которые предусматривают соблюдение стандартов и порядков оказания медпомощи. Минздрав России поручил субъектам организовать ведомственный контроль качества в учреждениях. Наше министерство проводит комплексные проверки медицинской деятельности. За первое полугодие 2014 года в области были проверены 63 учреждения. В начале нынешнего года мы проверили все учреждения Братска. В 2015 году планируем проверить все областные учреждения в Иркутске. И это стимулирует работу медорганизаций.
Ольга Стрельцова:
– Контроль также осуществляется со стороны системы ОМС. Страховые медорганизации ведут плановый контроль объемов, сроков и качества медицинской помощи в каждом лечебном учреждении.
Елена Голенецкая:
– Необходима разъяснительная работа с населением. Зачастую пациенты не знают о возможностях здравоохранения Приангарья и обследуются в другом регионе или за границей. Всю помощь можно получить в Иркутской области – качественно и на том же уровне.
Игорь Каретников:
– Для повышения качества и доступности здравоохранения уже многое сделано. В экстренную медицину пришла высокотехнологичная помощь. Все помнят огромные очереди в регистратуре поликлиники ИОКБ. Сейчас благодаря программе информатизации здравоохранения их уже нет. Теперь врач районной больницы выписывает талон-направление, отправляет его в ИОКБ по электронной почте. У нас назначается дата госпитализации пациента, определяется, в какой кабинет он должен обратиться в поликлинике. Потом пациент, минуя регистратуру, идет сразу в кабинет к тому специалисту, к которому его направил врач районной поликлиники. И карточка амбулаторная уже лежит у врача областной больницы. Из этих мелких составляющих складывается удобство для пациента.
Ольга Лебедь:
– Ко всему перечисленному добавлю, что нужно решать кадровую проблему. Хотелось бы, чтобы в наши учреждения не приходили случайные люди, чтобы выпускники по окончании вуза шли работать к нам, а не в другие сферы. Для этого нужно проводить различные мероприятия по поддержке молодых специалистов в муниципалитетах. Только совместные усилия и популяризация профессии может дать результат.