Гавриил Франтенко: Контролировать цены нужно по всей продуктовой цепочке
Продуктовое эмбарго, которым Россия ответила странам Запада на их санкции, угрожает повышением цен на товары первой необходимости. В течение августа, по данным Росстата, повсеместно подорожала говядина, свинина, мясо кур, молочные продукты. Смогут ли отечественные производители без импортного сырья прокормить страну? Как удержать цены и не допустить продуктового коллапса? За ответами на эти и другие вопросы мы обратились к руководителю СХОАО «Белореченское» Гавриилу Франтенко.
– Гавриил Степанович, еще не утихли страхи по поводу вступления России в ВТО и споры о том, выдержат ли отечественные товары конкуренцию с западными аналогами, как последовал новый удар – ответный продуктовый эмбарго на санкции Запада. Смогут ли наши производители обеспечить потребности внутреннего рынка в продуктах первой необходимости?
– Как руководитель крупного сельскохозяйственного предприятия региона смею заверить, что при создании определенных условий – сможем. Например, мы уже полностью покрываем потребность области в яйце. В 2014 году наше предприятие произведет и поставит на рынки Приангарья 42 тыс. тонн молока и молочных продуктов, это больше прошлогоднего показателя на 2 тыс. тонн, что поднимет обеспеченность молоком жителей области до 90%. Благодаря тому, что у нас создана база для увеличения мяса говядины, за счет выращивания мясного скота нынче мы достигнем объема 4 тыс. тонн по выпуску мяса и мясных полуфабрикатов. Урожай овощей планируем получить 20 тыс. тонн. А при внедрении проекта по мелиорации, когда обеспечивается полив в период раннего развития растений, производство овощей можно увеличить еще на 30%, что приблизит обеспечение потребности жителей области к 85%.
Более того, в целях эффективного и рационального ведения хозяйствования на предприятии, начиная с 2011 года, разработаны 11 инвестиционных проектов, освоение которых, позволит еще увеличить производство мяса, молока, картофеля, зерна. Внедрение данных проектов планируется при участии областного бюджета. Это позволит нам не только обеспечить продовольственную безопасность региона, но и создать дополнительные рабочие места, увеличить поступление налогов в бюджет.
– Люди сегодня обеспокоены ростом цен. У потребителей достаточно примеров, когда стоимость тех же продуктов питания увеличивалась искусственным образом. Но спекуляции на мясе, молоке, хлебе, картошке до добра еще никогда не доводили. Свежи в памяти случаи, когда народ, опасаясь дальнейшего удорожания, штурмовал прилавки магазинов, чтобы запастись впрок. Повышенный спрос только разгонял инфляцию. Почему сегодня, несмотря на все заявления первых лиц правительства, цены растут?
– Ошибочно полагать, что подъем розничных цен идет от производителя. Крестьяне – это не бизнесмены, пытающиеся извлечь из производства выгоду, это в основном простые люди, любящие свою землю, настоящие патриоты, которые глубоко осознают ту ответственность, что возлагает на них государство по обеспечению продовольственной безопасности своего региона и страны в целом. Несмотря на ежегодный рост цен на входящее сырье, мы всячески стараемся снизить себестоимость. Кроме того, цены на удобрения, ГСМ, запчасти, энергоносители растут гораздо большими темпами, чем происходит удорожание готовой продукции.
– Если, как вы говорите, производители не накручивают цены, то отчего продукты день ото дня все дороже? По данным Иркутскстата, за месяц в среднем по региону цены на говядину выросли на 10 рублей. Заметно в области подорожала свинина, рост цен наблюдается на мясо кур и колбасы.
– Прежде чем то же молоко или мясо окажутся на столах потребителей, продукты проходят длинный путь – от производства через переработку и упаковку до розничной сети. Между тем контроль установлен только за производителями. Считаю, что контролировать цены необходимо по всей продуктовой цепочке. Сегодня основные доходы достаются торговле и переработке, крестьянину же от конечной цены продукта перепадает максимум 6–8%. Например, закупочная цена на сырое молоко в среднем составляет 20 рублей, а розничная цена – уже 50 рублей за литр. Вложенные затраты на производство сырого молока несоизмеримы с затратами на переработку и реализацию. Чтобы вырастить корову до продуктивного периода, нужно в течение трех лет ухаживать за ней, создавать условия для ее содержания, обеспечивать зооветеринарный контроль, проводить ежегодно заготовку кормов. Затраты по транспортной логистике до торговой сети тоже лежат на плечах производителя. Сегодня мы серьезно инвестируем в собственную переработку, даже предпринимаем попытки выйти на розничный рынок самостоятельно, уже имеем в каждом городе небольшую розничную сеть, но этого крайне мало для наших объемов. И на конечную цену продукта мы повлиять не можем, поскольку является начальным звеном в продуктовой цепи. Вот и получается, отпускная цена на картофель – 12 рублей за килограмм, а в рознице 20–25 рублей. При этом вся созданная добавленная стоимость продукта остается в торговле и переработке.
– То есть весь корень зла в том, что неравномерно распределяется прибыль между производством, переработкой и торговлей. А как можно переломить крен в сторону крестьянина?
– За последние 20 лет торговые сети получили серьезное развитие, гораздо опережающее сельское хозяйство. Особенно это заметно по городам: что ни здание, то торговый центр или гипермаркет, в то время как единицы местных производителей имеют свои фирменные сети и торговые точки. И пробиться к покупателю нам сложно. Бизнесмены просто не желают брать наши свежие натуральные продукты, потому что они скоропортящиеся. Гораздо проще завезти те же овощи с консервантами и добавками, которым и через десять лет ничего не сделается. В результате, полки магазинов и супермаркетов ломятся от лакированных овощей и так называемой молочной продукции из дешевого пальмового масла, которое лишь вредит здоровью.
На мой взгляд, единственная возможность снизить цены на продовольствие – это перераспределить добавленную стоимость между производством, переработкой и торговлей. Для этого необходимо установить государственное регулирование торговых наценок по каждой категории продуктов в зависимости от закупочной цены. Главное, в погоне за рентабельностью не стоит забывать, что у всех звеньев продуктовой цепи один инвестор – наш терпеливый и лояльный покупатель.
– В регионах повсеместно работают штабы по мониторингу цен, чтобы власти могли контролировать ситуацию на рынке и оперативно реагировать на возможные изменения стоимости товаров. Но сдерживание цен – это лишь временное решение проблемы. Для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимы куда более серьезные и долговременные меры по поддержке отечественных производителей. Какие именно?
– В последнее время много говорится о мерах государственной поддержки сельского хозяйства. Да, она имеет место, но размер субсидий в разы меньше, чем в Европе и Америке. В структуре себестоимости готовой продукции затраты на ГСМ занимают 20%, удобрения и средства защиты – 17%. Реальной поддержкой сельскому хозяйству было бы введением государственного регулирования этих цен и тарифов. Например, цена на ГСМ к прошлому году выросла на 22%, а цена молоко на 7%. Отрицательно сказывается на экономике и отсутствие собственных племенных селекционных станций в животноводстве, семеноводстве.
Существуют и другие, так называемые вечные проблемы крестьянства. Сельское хозяйство – это тяжелый ежедневный труд, это зачастую отсутствие комфортных условий для работы и проживания, отсюда и миграция сельского населения, отток квалифицированных кадров в животноводстве и растениеводстве. Уровень заработной платы у аграриев один из самых низких среди отраслей. Молодежь не хочет возвращаться на село, сегодня гораздо престижнее оставаться в городе в торговом бизнесе. Уму непостижимо, когда здоровый деревенский парень, закончив сельскохозяйственный вуз, работает мерчендайзером, по сути, мальчиком на побегушках в супермаркете, предлагая покупателю продукцию неизвестного происхождения. Между тем на селе уже существует острая потребность в зоотехниках, ветеринарах, агрономах. Нужно сделать жизнь на селе привлекательной: создать нормальную инфраструктуру, позаботиться о строительстве жилья для молодых специалистов и о внедрении современных технологий в производство. Только так мы сможем обеспечить полную независимость от импортных товаров.