Лесные доктора
В «Центре защиты леса» ведут неустанную борьбу с вредителями тайги
Приангарье без преувеличения можно назвать лесной кладовой страны. 70 сотрудников «Центра защиты леса» Иркутской области ведут ежедневную работу, направленную на сохранение, защиту и приумножение лесного богатства родного края. Случайных людей здесь не бывает, в основном трудоустраиваются те, кто знает и любит природу не понаслышке.
«Таранная» атака на сибирский шелкопряд
Лесные пожары и неконтролируемая вырубка древесины – далеко не полный перечень бед прибайкальской тайги. Свою лепту в уничтожение лесов вносит и сама природа, насекомые-вредители и различные болезни причиняют серьезный ущерб лесным насаждениям, а значит и экономике региона. Защищать здоровье лесов призваны инженеры-лесопатологи – специалисты филиала ФБУ «Рослесозащита» – «Центр защиты леса» Иркутской области.
Сибирский конопряд или, как его еще называют, шелкопряд, является настоящей бедой тайги. Насекомое уничтожает лес тысячами гектаров, и если не бороться с шелкопрядом, то последствия становятся катастрофическими. На начало года очаги насекомого-вредителя находились в Восточных Саянах в кедровых насаждениях, площадь которых составляла более 80 тыс. га, и кроме того, из них усохло свыше 50 тыс. га орехопромысловых кедровников с общим запасом 9 млн. куб. м. В настоящий момент, благодаря проведенным мероприятиям по локализации и ликвидации специалистами «Центра защиты леса» и агентства лесного хозяйства Иркутской области, площадь очагов, по предварительным данным, сократилась до 15 тыс. га.
– Для борьбы с шелкопрядом применялся химический препарат «Таран», – рассказывает заместитель директора филиала ФБУ «Рослесозащита» – ЦЗЛ Иркутской области Наталья Сумина. – Но проводить такие работы не просто, требуется соблюдение температурного режима, необходимы также отсутствие осадков и ветер не более 1–2 м/с. Обычно обработка проводится утром и вечером.
Опрыскивание насаждений инсектицидами происходило с двух самолетов Ан-2, а на пятый день после обработки специалисты на земле проверили результаты. В итоге эффективность проведенной обработки составила 99%. Зачастую насаждения, поврежденные негативными факторами, приурочены к труднодоступным местам, поэтому для эффективной работы применяется высокопроходимая техника, например, в арсенале «Центра защиты леса» есть два снегоболотохода.
– Работа специалистов ЦЗЛ Иркутской области постоянно связана с командировками в тайгу, – продолжила Наталья Сумина. – Но перед поездкой в лес проводятся значительные подготовительные мероприятия.
Отдел бухгалтерии под руководством главного бухгалтера Зухры Гехаевой следит за тем, чтобы специалисты своевременно обеспечивались обмундированием, оборудованием, командировочными расходами.
– Наша задача – создавать все условия для эффективного выполнения инженерами-лесопатологами поставленных задач в лесу, – говорит Зухра Гехаева.
Отделом дистанционного мониторинга готовятся схемы, загружается информация в карманные персональные компьютеры, применяемые для работы в лесу.
Из космоса в тайгу
Отдел дистанционного мониторинга – один из самых малочисленных в центре, здесь работают всего три человека. Задача специалистов отдела – с помощью спутникового наблюдения обнаружить места, где лесные массивы поражены болезнями и вредителями.
– Территория лесного фонда Иркутской области огромна, и охватить ее всю наземным мониторингом просто невозможно, но на помощь приходят спутники. Конечно, вредителя или болезнь леса мы не увидим на космоснимках. Наша задача – обработать данные, полученные со спутника и увидеть границы последствия от его повреждения, так называемое лесопатологическое изменение. В первую очередь, наблюдаем за очагами вредителей и болезней леса в труднодоступных местах, а также не упускаем из виду и лесные пожары. В нашем поле зрения и северные территории области, и горные склоны Восточных Саян. Именно там, в таежных дебрях и случаются основные происшествия, связанные со здоровьем леса, которые скрыты от людских глаз, – рассказывает начальник отдела дистанционного лесопатологического мониторинга Игорь Сумин.
Чем точнее космические данные, тем проще проводить наземные работы. Но без проверки человеком лесных массивов все равно не обойтись. Начальник отдела защиты леса и лесопатологического мониторинга Валентин Широков рассказывает нам о сложностях и опасностях работы в лесу.
– Случается встречаться и с дикими животными. Причем нам не положено огнестрельное оружие, и встреча с медведем может привести к трагическим последствиям. Чтобы как-то обезопасить себя, мы берем с собой пиротехнические средства, способные отпугнуть косолапого или волков, – говорит Валентин Широков.
На связи с населением
Большую помощь в обнаружении больных деревьев оказывают местные жители. Обычно это охотники, рыбаки, грибники, которые знают телефон горячей линии «Центра защиты леса» (тел.: +7 (3952) 33-19-75 и +7(950) 115-46-17).
– Бывает, нам сообщают и о случаях незаконной вырубки леса, лесных пожаров. Мы обязательно сообщаем всю информацию в компетентные органы. Часто звонят и горожане, спрашивают, как бороться с тем или иным вредителем на садовых деревьях, и хотя, это не наши прямые обязанности, но стараемся помочь жителям, – рассказывает начальник отдела информационно-аналитического отдела Анна Молчанова.
Для общения с населением на сайте центра (http://www.czl38.ru) создан специальный раздел, где можно задать интересующий вопрос или сообщить о факте обнаружения повреждения леса.
Еще одной важной задачей «Центра защиты леса» является лесосеменные работы. Лес необходимо не только оздоравливать, но и восстанавливать. И качество семян высаживаемых растений имеет первостепенное значение.
– Мы проводим экспертизу семян лесных растений, а также почвенные обследования объектов лесного семеноводства, лесных питомников и определение путем лабораторных исследований их почвенного плодородия, – пояснила заместитель начальника Иркутской лесосеменной станции Валентина Журавлева.
Случайные люди здесь не работают
Все сотрудники Центра защиты леса Иркутской области – это люди, работающие далеко не в комфортабельных городских условиях.
– От работы надо получать удовольствие, и не каждый человек решится провести месяц в диком лесу. Может, один раз он и съездит, но на этом все. Поэтому в лесники случайные люди не идут, а только те, кто любит лес, – отметил Игорь Сумин.
Сотрудники «Центра защиты леса» называют себя не только лесниками, но и лесными докторами. Ведь они несут ответственность за сохранение в первозданном виде одного из самых богатых лесом регионов.
На правах рекламы