Борис Алексеев: Мы должны менять жизнь к лучшему
Свою политическую карьеру Борис Алексеев начал еще в 1989 году, будучи избранным депутатом Верховного Совета от северных территорий. Потом будет работа в администрации Иркутской области, высокий пост заместителя губернатора. К законодательной деятельности он вернется в 2000 году, став депутатом Законодательного Собрания и возглавив ведущий комитет – комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении. И все последующие созывы, включая и нынешний, он неизменно остается в председательском кресле, сочетая государственный подход и защиту интересов территории.
В ходе нашей беседы Борис Алексеев подвел итоги деятельности комитета за первый год работы областного парламента второго созыва и поделился планами на будущее.
– Сейчас в серьезной работе находится проект закона, регулирующий административные правонарушения. Недавно мы провели рабочую группу с участием правоохранительных структур, где определи поправки к действующему закону. Договорились, что в рамках соглашения с областным правительством некоторые вопросы оформления протоколов с участием работников полиции мы отрегулируем.
– А что требуется отрегулировать?
– Раньше составлением протоколов об административных правонарушениях занималась милиция. С принятием закона о полиции это как бы было отменено.
– А кому передано?
– Органам местного самоуправления. А у них, как показала жизнь, на это не хватает сил и возможностей. Поэтому мы возвращаемся к прежней практике.
– То есть местное самоуправление будет отстранено от составления протоколов?
– Ни в коем случае. И местные власти, и полиция будут работать в тандеме. Это будет выгодно всем. Нам как законодателям, потому что мы помогаем на местах выявленные правонарушения оформлять, поддерживать правильное исполнение закона. Выгодно местному самоуправлению, потому что они будут получать с помощью налагаемых штрафов дополнительные финансовые ресурсы. Удобно и самим правоохранительным органам, поскольку это помогает поддерживать правопорядок на соответствующих территориях.
– Вы, помнится, еще в начале июня проводили с судебным департаментом рабочее совещание по оказанию бесплатной юридической помощи. Каковы его результаты?
– В совещании принял участие не только судебный департамент, но и адвокатское сообщество, министерство юстиции и прокуратура. Тема очень актуальная. С каждым годом увеличивается число обращений по оказанию бесплатной юридической помощи, и мы обязаны ее расширять. С этим согласны все участники совещания.
– А кто имеет право на бесплатную юридическую помощь?
– Перечень определен законом. В него входят многодетные семьи, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны всех категорий, матери-одиночки, отдельные категории слабозащищенного населения. Мы работаем над тем, чтобы люди получали юридическую помощь не только в виде устных консультаций, но и обеспечивались бесплатной судебной защитой. Как в ходе подготовки к судебному заседанию, так и в ходе самого заседания.
– Адвокаты готовы к этому?
– Соответствующая работа проведена, и, могу с уверенность сказать, адвокаты готовы прийти на помощь наиболее незащищенным слоям населения, не требуя за это вознаграждения.
– Как я понимаю, принятие закона или поправки, вносимые в некоторые законопроекты, продиктованы пожеланиями самого населения?
– Совершенно верно. Только один пример – нотариальная помощь. Мы считаем необходимым откликаться на обращения, которые поступают к нам с мест, а также учли просьбу уполномоченного по правам человека в Иркутской области провести с министерством юстиции соответствующую работу по увеличению нотариальных округов. В результате после обсуждений, прошедших в июле, наметили подготовку законопроекта по этому вопросу. В настоящее время усилиями нотариальной палаты и министерства юстиции такой законопроект подготовлен, и мы, группа депутатов, выносим его на рассмотрение Законодательного Собрания.
– Неужели у нас не хватает нотариусов? Казалось бы, чего-чего, а их-то как раз в избытке.
– В одном округе густо, а в другом пусто. Кроме того, нотариусы тоже люди, уходят в отпуск. Один ушел, другой – и уже очереди, люди нервничают, особенно когда дело спешное. Кроме того, в некоторых округах увеличилось количество населения. Естественно, усложнилось обслуживание. Надо еще учесть, что в некоторых районах, особенно удаленных, не было своего нотариуса, и их функции выполняли выездные. Допустим, с Бохана нотариус выезжал в Осу или с Нукутов выезжал в Кутулик. Согласитесь, это неудобство, как для нотариуса, так и для населения, которому приходится подгадывать под приезд нотариуса. Исходя из всего этого, мы и посчитали необходимым создать дополнительные нотариальные округа.
– Говорят о возрождении у нас в области ДНД – добровольных народных дружин. Насколько это реально?
– Такой законопроект правительством уже внесен, и мы готовимся рассмотреть его. Первого октября мы запланировали проведение общественных слушаний по данному законопроекту. Рассчитываем, что совместными усилиями с участием муниципальных образований подготовим и примем региональный законопроект, а также включимся в работу по охране общественного порядка с участием населения.
– Вы считаете, что силами одной полиции правопорядок не установишь?
– Мы же все это проходили. Ясно, что без участия общественности не обойтись. И федеральные законы позволяют сегодня призвать ее на помощь.
– Федеральный закон уже принят?
– Он уже вступил в действие. Именно в его рамках мы и должны написать свой областной закон.
– А какие-то льготы участникам ДНД будут в нем предусмотрены?
– Вот как раз мы бы хотели, чтобы в нем были заложены определенные льготы для общественных охранителей порядка на наших улицах.
– По-видимому, вашему комитету придется заниматься законопроектом «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения»?
– Это станет одним из основных направлений деятельности нашего комитета. До конца этого года должны быть распределены полномочия между сельскими поселениями и районами. Работа уже ведется. В правительстве создана рабочая группа под председательством первого заместителя правительства Виктора Васильевича Игнатенко. Хотелось бы, чтобы не было формализма в этой работе на местах. Чтобы и сельские поселения, и районы в реалии определили, какой перечень полномочий будет оставаться за каждым из них.
– Сейчас, будем откровенны, значительная часть полномочий, определенных сельским поселениям, не выполняется.
– А как они могут быть выполнены, когда на плечи нищего бюджета поселений возлагается более 30 полномочий. Может быть, и хотели бы все исполнить, да нет финансовой возможности.
– Есть какие-то уже наметки, сколько полномочий нужно возлагать на сельские поселения?
– Есть 13 обязательных, определенных федеральным законодательством. А дальше надо смотреть по доходам. Такие поселения, как, например, Хомутово, имея высокую налоговую базу, естественно, могут взять на себя больше полномочий, чем какое-нибудь северное поселение, полностью сидящее на дотации.
– То есть никакой унификации, обязательного набора полномочий для всех без исключения не планируется?
– Для каждой территории будет установлен свой набор. И он должен быть не спущен сверху, а выработан в рамках взаимоотношений между сельскими поселениями и районом. И этот набор будет заложен в региональном законе и подкреплен соответствующими межбюджетными отношениями. Это достаточно серьезная работа, которая, надеюсь, будет проведена правильно.
– Вам не кажется, что у поселений есть тенденция не обременять себя лишними полномочиями, сбросив их на плечи районов?
– Задача поселения такая: пусть все идет, как идет. Да и районов тоже. Но мы-то понимаем, что должны решать вопросы повышения качества жизни населения, качество исполнения муниципальных услуг на местах для населения, не просто изображать власть, а служить народу.
– Вы были одним из инициаторов конкурса на лучшее территориальное общественное самоуправление. Он состоялся, и в чем его смысл?
– Мы долго доказывали необходимость такого конкурса и, к счастью, добились. А смысл – в личной ответственности населения за порядком на своей территории. Итоги первого конкурса уже подведены, и они показали, что с помощью домовых и уличных комитетов, советов микрорайонов можно от слов и брюзжания перейти к конкретным делам, сообща разрешая много мелких проблем. Той же цели служит и программа «Народные инициативы», которая уже показала свою эффективность и, надеюсь, будет продолжена.
– А будет продолжена практика выездных семинаров?
– Несомненно. Мы не стеснялись и не боялись проводить семинары на местах, выезжая в различные районы области и встречаясь со своими коллегами. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Бывая на местах, многое узнаешь, многое получаешь в плане взаимоотношения со своими коллегами, с депутатами. Кстати, я заметил, что за последний год депутаты на местах стали как-то пободрее, они уже осознают свою силу, свои возможности. Укрепляется у населения и вера в депутатов Законодательного Собрания.
– В своем избирательном округе часто бываете?
– Раз в месяц уж точно. Округ у меня обширный, за один раз его не объедешь. Поэтому дислокацию приходится менять. В этом месяце я веду прием в Рудногорске, в следующем – в Янтале, ну и так далее. Когда меня приглашают на сход, приглашаю местных депутатов, чтобы не отсиживались за чужой спиной, а тоже плечо подставляли в решении проблем.
– Бывают неразрешимые проблемы?
– Бывают не сразу разрешимые. Но я привык в своей жизни всегда добиваться разрешения, и многое получается. Да и люди привыкли, что Алексеев пробьет. Поэтому я просто обязан расшибиться в лепешку, но сделать, чтобы не испортить репутацию (смеется).