Наталья Дикусарова: Бюджет области формируется взвешенно и без популизма
Несмотря на то что Наталья Дикусарова один из самых молодых депутатов областного парламента, опыта законодательной работы ей не занимать. В предыдущем созыве ее избрали заместителем председателя комитета по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении, а в нынешнем она стала председателем комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству.
По принципу софинансирования
Юрист по образованию, она, тем не менее, за один год сумела овладеть тонкостями бюджетного процесса. В этом, как признается, во-первых, помогла работа в комитете по местному самоуправлению, во-вторых, базовое юридическое образование, которое подразумевает под собой знание финансового права, бюджетного права и процесса.
– У нас самый многочисленный комитет – 11 человек. Его состав сложился очень удачно. Члены комитета представляют все ведущие сферы деятельности: строительство, сельское хозяйство, добывающая промышленность… И каждый – авторитет в своей области, способный провести грамотную экспертизу любого закона. Есть у нас и член комитета, имеющий опыт работы мэра, это заместитель председателя комитета Александр Лобанов.
Если я и ощутила какую-то сложность на новом поприще, то она лежит не в профессиональной, а я бы сказала, в этической плоскости. Раньше я, представляя две территории, Чунский и Тайшетский районы, естественно, борясь за их интересы, уделяла большую часть внимания именно им, сейчас у меня 42 территории, которые требуют равного внимания, но от этого ни в коем случае не страдает эффективность моей работы в избирательном округе.
– С каждым годом федеральный бюджет все меньше дотаций направляет регионам, в том числе и Иркутской области. А расходы областного бюджета растут. Хватит ли денег для исполнения всех обязательств?
– Действительно, объем дотаций уменьшается. Этому много причин. Но федеральный центр открывает нам другую дверь – участие в федеральных программах.
– На принципе софинансирования?
– Да, конечно. И мы в эту дверь очень хорошо вошли. У нас этот год самый результативный по привлечению федеральных денег. Особенно это касается программы развития сельских территорий, строительства детских садов. Возводятся фельдшерско-акушерские пункты, детские сады. Наконец удалось покончить с долгостроем сельских школ, которые много лет были проблемой и для региональных, и для местных властей, к примеру, Тарнопольской школой, в следующем году планируется завершить строительство школьного здания в Новочунке. На сегодняшний день проблемной остается еще одна школа – усть-удинская. Но ненадолго. Уже на октябрьской сессии при корректировке бюджета планируется поддержать предложение правительства о выделении средств на переработку ее устаревшего проекта. И правительство, и депутаты очень внимательно относятся к таким точечным проблемам.
– К участию в федеральных программах допущена только область?
– И муниципалитеты тоже. Это их шанс, которым, я считаю, они просто обязаны воспользоваться. Присутствуя на отчетах мэров своих территорий, я вижу, что теперь они в качестве критерия эффективности своей работы говорят о количестве привлеченных областных, федеральных денег. Это очень важно.
– То есть степень «дружбы» с федеральными и областными программами становится одним из главных критериев оценки деятельности мэров?
– Совершенно верно. Но федерация не выделяет деньги просто так. Она требует активного участия: софинансирования, наличия проектной документации, соблюдения сроков выполнения работ, тем самым включая мэров в активную ответственную работу.
Баланс финансовых возможностей и пожеланий
– В прошлом году в закон о межбюджетных отношениях была внесена существенная поправка: в пользу областного бюджета теперь отчисляется 7,5% от объема доходов по НДФЛ – налога на доходы физических лиц. Не ослабляет ли такой шаг и так невеликие местные бюджеты?
– Решение о перераспределении налогов принято федерацией. Причем она установила процент перераспределения не 7,5%, а 10%, что многие регионы и сделали. Мы же сочли возможным оставить территориям дополнительно 2,5%, понимая их финансовые трудности. При этом фактически в местных бюджетах в соответствии с изменением налоговой базы остается даже больше – 2,9%. Не забывайте, что на областной бюджет легла дополнительная нагрузка после того, как область забрала на свой уровень все муниципальные учреждения здравоохранения, в том числе и в городе Иркутске. Это очень значительная сумма. Плюс к этому на областной бюджет легла забота о зарплате не только педагогам, но и вспомогательному персоналу образовательных организаций. А на такой шаг, уверяю вас, не многие регионы решились. Так что установленные единые нормативы отчислений от НДФЛ даже не покрывают всей суммы финансовых обязательств, которые взяла на себя область.
– И все-таки согласитесь, местные бюджеты испытывают денежный дефицит.
– Дефицит есть. Могу сказать, что несбалансированность местных бюджетов определена, цифры понятны, но ни разу еще муниципальные образования не остались без поддержки области. До конца года, я надеюсь, мы хорошо поможем территориям. Не будем забывать, что сейчас предельный срок уплаты налогов смещен на осень. А наши жители обычно платят налоги ближе к установленному сроку, пик налоговых поступлений обычно октябрь-ноябрь. Существует недоимка по налогам. Министерство финансов области, муниципальные образования совместно с налоговыми органами работают в этом направлении. Сегодня мы готовимся к октябрьской сессии, на которой и будем, в том числе, рассматривать вопрос поддержки муниципальных образований, корректируя бюджет.
– Как вы оцениваете перевод бюджета на программно-целевое планирование?
– Предыдущие ДЦП – долгосрочные целевые программы, а также ведомственные программы касались отдельных сфер хозяйственной жизни и занимали незначительную часть расходов бюджета. Сейчас же практически все расходы – по крайней мере, 99% – расписаны по 19 государственным программам, в которых определены цели, задачи, конкретные объекты. Программы, изменения в них вносятся в Законодательное Собрание вместе с бюджетом и являются подтверждением наших обязательств. С одной стороны, это повышает ответственность, а с другой – заставляет каждый рубль работать с полной отдачей, на результат.
– Но не умаляет ли переход на программно-целевое планирование роль депутатов? Ведь создание программ – исключительно прерогатива правительства.
– Не в нашем регионе. Вместе с правительством мы выработали последовательный механизм обсуждения всех бюджетных вопросов. И этот механизм в настоящее время совершенствуется. Начинается он в бюджетной комиссии при правительстве области, куда кроме членов правительства входят председатели комитетов и комиссий Законодательного Собрания. Депутаты озвучивают пожелания депутатского корпуса. И могу вас заверить: наши предложения учитываются. Другое дело – баланс финансовых возможностей и пожеланий. И здесь очень важна конструктивная совместная работа с правительством области.
– И пожеланий всегда больше?
– Естественно. Плох, наверное, тот депутат, который не требует решения проблемных вопросов территорий и избирателей. Но власть должна реально оценивать финансовые возможности и держать этот самый баланс желаний, возможностей и необходимости. Поэтому все решения сегодня принимаются взвешенно, без популизма. Мы сумели даже расчетный уровень нашего госдолга удержать в рекомендуемых и безопасных пределах, не урезая при этом ни одного из наших региональных обязательств. Это и выплата регионального материнского капитала, и выплата детям войны, и предоставление бесплатных земельных участков… И сейчас, приступая к формированию бюджета следующего года, мы знаем, что он будет традиционно социально ориентированным.
О целесообразности налоговых льгот
– Решения, принятые на бюджетной комиссии, окончательные и никакой корректировке не подлежат?
– Бюджетная комиссия – это лишь одна из площадок для обсуждения. Есть еще нулевые чтения бюджета, практика которых пришла от депутатов предыдущих созывов, она эффективна и востребована, проходят установленные законодательством публичные слушания по проекту бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Затем подключается наш бюджетный комитет. Как видите, у депутатов есть много возможностей влиять на конечный результат.
– Ваш комитет занимается не только бюджетом, но и налоговым законодательством. Что нового произошло в минувший парламентский сезон в этой области?
– Больших изменений у нас нет, изменения коснулись лишь повышения транспортного налога на большегрузный транспорт и легковые автомобили с двигателями повышенной мощности. Против этого не возражали не только депутаты, но и сами предприниматели. Ставки по этому разряду автотранспорта были одними из самых низких по Сибирскому федеральному округу и не пересматривались уже много лет. Благодаря принятию этого закона в бюджет дополнительно поступит до конца года более 100 млн рублей. С помощью этих денег мы частично покроем недопоступление акцизов, из которых формируется Дорожный фонд.
– А почему произошло снижение акцизных сборов?
– Это общая по стране тенденция. Связана она с переходом на производство высокооктанового бензина, который облагается меньшими акцизами. Это способ стимулирования производства качественного топлива. Мы уже обсуждали этот вопрос на бюджетной комиссии. Это уровень федерального законодателя.
– Сейчас усилилась практика предоставления налоговых льгот. С чем это связано?
– Это практика не новая. И в прежние годы ряду предприятий снижалась процентная ставка по налогам на прибыль и имущество. Выгодно ли это области? Наш комитет проводил оценку эффективности такого шага, чтобы убрать сомнения и оценить результат введения таких льгот. И получил подтверждение целесообразности применения налоговых льгот. И с точки зрения увеличения рабочих мест, и роста производства, а главное – увеличение отчислений других видов сопутствующих налогов: НДФЛ, на землю, на имущество. Например, предоставление налоговых льгот нефтедобывающим компаниям позволило ОАО «Верхнеченскнефтегаз» пересмотреть в сторону увеличения свою инвестиционную программу, дало толчок к развитию ООО «Иркутская нефтяная компания».
– Сегодня финансы области находятся в руках женщин. Председатель комитета по бюджету – женщина, министр финансов – женщина…
– Добавьте: зампредседателя правительства, курирующая финансовый блок, тоже женщина. По этому поводу я могу сказать лишь одно: женщины всегда были рачительными и экономными хозяйками (смеется).