Кузьма Алдаров: В Приангарье есть хороший потенциал для развития сельхозотрасли
До прихода в областной парламент Кузьма Алдаров занимал должность первого заместителя министра сельского хозяйства.
В Законодательном Собрании он продолжил профильную деятельность, возглавив комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве. С какими итогами его комитет завершил первый год работы? Каковы планы на предстоящий парламентский сезон? На эти вопросы депутат ответил нашему корреспонденту.
– Кузьма Романович, что побудило вас заняться законотворческой деятельностью? Почему приняли участие в парламентских выборах?
– В выборах я не новичок. В 2004 году избирался по восьмому избирательному округу, в который входит поселок Усть-Ордынский, и был депутатом последнего созыва Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, тогда самостоятельного субъекта РФ. Но пробыл депутатом только два года, потому что меня пригласили на работу в комитет по сельскому хозяйству. И я полтора года проработал сначала заместителем, потом председателем комитета по сельскому хозяйству УОБАО. Потом в связи с объединением области и округа перешел в министерство сельского хозяйства. Так что депутатская работа мне знакома.
Мое участие в выборах второго созыва областного парламента было продиктовано решением регионального руководства партии «Единая Россия». Нужен был кандидат, который сможет выполнить две задачи. Первая – необходимо было четко представлять последствия объединения области и округа, послушать, что народ говорит по этому поводу, какие высказывает сомнения, какие делает заключения. Второе – УОБО является сельскохозяйственным регионом, основная отрасль – сельское хозяйство – и все общественные настроения, жизнь в самой деревне во многом зависит от того, как будет развиваться именно сельское хозяйство. Думаю, эти два мотива и побудили предложить мою кандидатуру на выборах депутатов ЗС.
– За первый год работы комитетом рассмотрено больше трех десятков законопроектов. Можете выделить наиболее значимые?
– В наследство от первого созыва нам достался проект закона «Об отдельных вопросах организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, представители которых проживают на территории Иркутской области». В нашем регионе проживает порядка двух тысяч представителей коренных малочисленных народов, в основном это эвенки и тофалары. Законом, в частности, определены формы государственной поддержки в сфере организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов.
Одним из самых обсуждаемых стал закон «Об отлове, транспортировке и содержании безнадзорных собак и кошек в Иркутской области». Мы один из немногих субъектов РФ, кто принял данный закон. Проблема бездомных животных – одна из самых обсуждаемых и острых. С одной стороны мы получаем сигналы, когда собаки нападают на людей, нанося огромный вред здоровью. С другой стороны – защитники животных приводят примеры жестокого обращения с животными. В областном бюджете предусмотрены средства на отлов и содержание бездомных собак и кошек, их стерилизацию и ветеринарное обслуживание. Пока закон ограничивает пребывание животных в питомниках шестью месяцами, потом их вновь отпускают на волю. Но мы работаем в этом направлении.
Ряд существенных поправок поступил в рамках второго чтения к проекту закона «О государственной поддержке садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в Иркутской области». Одной из поправок, внесенных Губернатором Иркутской области, предлагается изменить название законопроекта. В соответствии с этим меняется и преамбула проекта закона. Поправка расширяет предмет правового регулирования закона и распространения его действия. Поддержку предлагается оказывать не только некоммерческим объединениям. Другие поправки приводят законопроект в соответствие с федеральным законодательством, в том числе и с Бюджетным кодексом РФ, носят юридико-технический характер и исключают статьи, дублирующие другие нормативно-правовые акты.
Кроме того, мы приняли изменения в закон «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан». Мы расширили категорию получателей данной меры поддержки, включив в нее граждан, удостоенных звания Героя Труда РФ. Таким образом, максимальный размер бесплатно предоставляемого участка в сельской местности будет равняться 0,4 га, в городах и поселках городского типа – 0,2 га. Аналогичные максимальные размеры участков областным законом установлены и для граждан, удостоенных званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, являющихся полными кавалерами ордена Славы либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней.
– Комментируя искусственные экономические ограничения стран Евросоюза и США в отношении России, многие эксперты говорят, что санкции станут новым витком в развитии сельского хозяйства страны. Может Иркутская область полностью себя обеспечивать мясом, молоком, зерном? Достаточно ли мер поддержки для местных товаропроизводителей? Есть ли необходимость в принятии дополнительных мер поддержки?
– В Приангарье есть хороший потенциал для развития отрасли. Сегодня сельское хозяйство имеет удельный вес в валовом региональном продукте порядка 6–7%, что выше, чем в ряде соседних регионов, к примеру, в Красноярском крае. Наша область может претендовать на больший объем государственной помощи. Уровень обеспеченности области яйцом и картофелем составляет 100%, а вот молоком – всего 83%, овощами – 72%, а мясом – лишь 58%.
Поднять производство молока в Иркутской области на среднероссийский уровень можно за счет создания семейных молочных ферм. Для увеличения объемов производства мяса, нам нужны комплексы на 800-1000 голов. Тоже касается и строительства свинокомплексов.
Есть проблемы и с зерном. Решить их можно, создавая агротехнопарки, которые бы позволили фермерам объединиться и создать базу для хранения зерна и дальнейшей его переработки. Перспективными площадками могут стать хозяйства в Тулунском и Аларском районах. Здесь можно хранить большие объемы зерна, есть возможность отделять фуражное зерно от продовольственного, и в перспективе рынками его реализации могут стать Монголия, а также восточные регионы России. Необходимо развивать мощности комбикормовой промышленности, чтобы получать мясную продукцию высокого качества.
Что касается мер поддержки предприятий агропромышленного комплекса, то в регионе из года в год инвестиции в этот сектор экономики только увеличиваются. Благодаря этому крестьяне получили новую сельхозтехнику, закупили племенной скот. Активно идет строительство на селе социальных объектов – школ, больниц, детских садов, спортивных учреждений. То есть у нас есть все ресурсы, чтобы в ближайшей перспективе провести импортозамещение продовольственных товаров.
– Темы Байкала и Байкальска стоят особняком в работе комитета. Как вы относитесь к предложениям правительства области по открытию здесь тепличного производства?
– Мы стараемся поддерживать правительство Иркутской области в предлагаемых вариантах по трудоустройству бывших работниках БЦБК. Решение вопроса осложняется тем, что федеральный закон об охране озера Байкал ограничивает открытие новых производств на данной территории. Перспективным направлением считается открытие тепличных хозяйств. Здесь особый микроклимат, который благоприятно сказывается на выращивании овощей и ягод. Полученный урожай можно консервировать, наращивая ассортимент продукции. Если будет создан комбинат по выращиванию клубники или томатов, то это будет только благо для жителей города.
– Жители Ольхонского района не первый год жалуются на снижение популяции омуля. Известно ли, с чем это связано? Можно ли изменить ситуацию?
– Этой проблемой озабочены и наши коллеги в Бурятии. Отмечается резкое снижение популяция нерестового омуля, который заходит в Селенгу, где откладывает икру. За последние два года от среднегодовых показателей объем омуля, заходящего на нерест, снизился на 39%. В два с лишним раза упало количество омуля. Но причины этого явления пока не известны. Есть разные предположения: кто-то говорит, что во всем виноваты браконьеры, другие грешат на нерпу и бакланов. Мы держим этот вопрос на контроле.
– Какие законопроекты предстоит рассмотреть в новом парламентском сезоне?
комитету до конца текущего года?
– В первую очередь членов комитета волнует вопрос дальнейшего развития сельского хозяйства. Планируется, что в госпрограмму развития сельского хозяйства будут внесены изменения. Финансирование будет увеличено на 600 млрд рублей. До 1 октября правительство РФ должно внести свои предложения. Мы тоже должны проработать этот вопрос у себя. В частности, нужно срочно решать вопрос земельных паев. То, что в сельской местности вся земля находится в собственности частников, мешает приходу инвесторов. Примеров хватает. Так, инвестор готов был вкладывать средства в развитие молочного животноводства в Аларском районе. Но, когда он узнал, что нет земли, которую он может использовать, это затормозило ход дела. Расширить поголовье стада из-за отсутствия земли, на которой можно выращивать корма, не могут сельхозпредприятия Иркутского, Эхирит-Булагатского и других районов. Ведь с каждым частником нужно решать вопрос продажи или сдачи участка отдельно. Не всегда удается отыскать собственника. Плюс хозяин пая в любой момент может передумать. На местах с людьми должны работать муниципальные власти. Мы со своей стороны будем вырабатывать наиболее удобный для всех сторон механизм решения проблемы.
Плюс на комитете нужно составить предложения по ситуации, которая возникла из-за федерального закона, принятого Государственной Думой. Его суть в том, что любой объект теперь должен иметь федеральную экологическую экспертизу. Процедура получения экспертизы может затянуть строительство социальных объектов. Нам нужно выработать такие предложения, чтобы из-за этого режима возведение детских садов, школ, больниц велось прежними темпами. В общем, планов много. Надеюсь, что общими усилиями нам удастся претворить их в реальную жизнь.