03.10.2014 07:15
Теги
03.10.2014 07:15

Он учит Родину любить

На августовской учительской конференции педагог из поселка Худоелань Нижнеудинского района получил грамоту от министерства образования Иркутской области. Александр Высоцкий, учитель с 24-летним стажем, был награжден областным правительством за военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, за то, что он учит ребят любить Родину.

Вся жизнь на Первой лесной

За всю свою жизнь Александр Высоцкий покидал родную улицу Первую лесную в Худоелани всего несколько раз. Во-первых, когда служил в армии. После таежного худоеланского края сопки Борзи, где новобранец находился в «учебке», а затем степи Монголии, в которой он провел два года службы, заставили его сделать однозначный вывод: у нас лучше.

Второй раз покинуть родное село пришлось на время учебы. Спортивный парень Александр после армии хотел поступить в физкультурный техникум. Однако буквально на полпути друг переманил его в педагогическое училище в поселке Бохан учиться на трудовика.

– Окончил училище и сразу в школу, – рассказывает Александр.

– А свой первый урок помните?

– Как сейчас. Это было на практике в Бохане. Шестой класс, 25 ребят. Доски для табуретки строгали. Волнение у меня было такое, что забывал, чему в училище учили. Правда, дети были к нам, практикантам, привыкшие. У них часто уроки вели студенты, так что они мне помогали.

Новоиспеченный учитель вскоре женился и уехал в Нижнеудинск работать в школе № 1. Через год его позвал к себе директор Камышетской школы, выделил квартиру. На дворе стоял 1990 год. Как в то время выживали учителя, страшно вспомнить. Хорошо, если имелось подсобное хозяйство, ведь зарплату не платили месяцами. За это время Александр дважды поступал и бросал институт. Учиться хотелось, но на нем как на главе семьи была жена и двое ребятишек. Именно поэтому он был вынужден пойти на решительный шаг: бросить педагогику и уйти на железную дорогу. На тот момент это был единственный выход из хронического безденежья.

– Два года я проработал на железке, – вспоминает Александр. – А потом с женой решили вернуться в Худоелань. Купили дом на той же улице, где в детстве я жил, отремонтировали, завели трех дойных коров, баранов. В общем, стали выживать. Иначе в то время никак нельзя было.

Учу тому, что знаю сам

– Вернулись в Худоелань с двумя чемоданами, а сейчас добра – двух машин не хватит, – смеется Александр Викторович. – По-прежнему держим хозяйство, правда, поменьше.

Сын Виктор уже с шести лет начал помогать в поле отцу на тракторе, а в прошлом году на радость родителям он занял первое место в конкурсе «Юный пахарь».

– У нас в школе два трактора, – вводит в курс дела Александр Высоцкий, – мы полностью обеспечиваем школу и детский сад картофелем, свеклой, морковью.

– А дети сельские отличаются от городских?

– В общей массе – разницы нет. Посмотришь на военных сборах, они у нас каждый год проходят, все ребята одинаковые. Разве что отношением к труду и тем, что деревенские дети в спорте более подготовленные. Помню, в моем детстве возле школы ни одной березы целой не было: ребята на клюшки все вырубали. Какие баталии по хоккею на реке разворачивались!

24 года Александр Викторович Высоцкий преподает в школе труды и ОБЖ. Так как он в детстве занимался резьбой по дереву, то ему не составляет особого труда учить детей тому, что умеет сам. Под его руководством в святая святых – кабинете технологии – мальчишки мастерят скалки, табуретки, матрешек, изучают виды соединений дерева.

– Я стараюсь, чтобы ребята разбирались в устройстве обыкновенных вещей. Смогли отремонтировать стул, прочитать чертеж, познать азы электродела. В старые добрые времена мы, трудовики, в конце года менялись учениками. Мальчишки шли учиться пришивать пуговицы, девчонки – к нам в мастерские – изучать розетки, выключатели, патроны. И я считаю, что это было правильно.

В подсобке кабинета ОБЖ у Высоцкого хранятся муляжи противотанковых и противопехотных мин, противогазы и пневматические винтовки. Александр Викторович учит детей основам выживания в лесу, стрельбе, индивидуальным средствам защиты, азам строя и команды.

– Мои ученики, попадая в армию, не тыкаются, как телята. Они подготовлены к службе. Например, командуют солдату: «Строится!», он бежит в свой взвод, в свое отделение. А после демобилизации ко мне приходят, спасибо говорят. И это приятно.

Учит Александр Викторович ребят и таким важным вещам, как вести себя при возникновении чрезвычайной ситуации, как определить уровень ПДК (предельно допустимой концентрации вредных веществ) в продуктах питания.

Тонкий подход

Преподавание ОБЖ немыслимо без знания истории своей страны, уверен наш герой:

– Я стараюсь найти тонкий подход к объяснению ребятам роли России в мировой истории. История имеет свойство переписываться в угоду каким-то политическим веяниям или правителям. Это плохо. Детский неокрепший ум порой не в состоянии понять, где правда, а где вымысел. И моя задача состоит в том, чтобы объяснить ученикам, в какой великой стране мы живем. Думаю, что история переплетается с ОБЖ. Нами пытаются покомандовать то англичане, то американцы. А нами командовать нельзя. У нас достойная уважения история, свой исторический путь. И я стараюсь показать детям, что говорить о любви к Родине нельзя без уважения к своей земле, своему дому, населенному пункту, в котором живешь. Я давно уже понял, что не могу жить нигде, кроме как в Худоелани. Приеду в город, все, через два дня голова начинает болеть. Хочу домой.

– А чему учите ребят вне школьной программы?

– Учу стоять за себя. Быть человеком, не опускаться. Если тяжело, нужно помнить, что кому-то может быть тяжелее, чем тебе. Быть самим собой и правильно расставлять жизненные приоритеты. Учу, что главное – это дом, семья, друзья, которых много не бывает. Что надо постоянно работать над собой, быть доброжелательным, любить свою малую родину. И если из десяти хотя бы один ученик это поймет, то это уже хорошо.