03.10.2014 07:15
Текст
Юрий Юдин
Теги
Текст:
Юрий Юдин
03.10.2014 07:15

Профессия воспитателя становится престижной

Иркутский региональный колледж педагогического образования готовит кадры для детсадов Приангарья

Отделение дошкольного образования Иркутского регионального колледжа педагогического образования отмечает 70-летний юбилей. За это время учебное заведение подготовило более 15 тыс. специалистов для детских садов. Сегодня выпускники колледжа работают заведующими дошкольными учреждениями, методистами и воспитателями не только в Иркутской области, но и по всей стране.

Профессия воспитателя в последние годы возвращает былой престиж. Растет рождаемость, открываются новые детские сады, повышаются зарплаты педагогов дошкольного образования. Мудрыми и добрыми, строгими, но справедливыми – такими родители хотят видеть воспитателей своих детей. Для самих малышей главное – чтобы воспитатель был больше другом, чем наставником. Именно таких специалистов выпускает одно из старейших учебных заведений Приангарья – Иркутский региональный колледж педагогического образования. Вот уже 70 лет на его базе работает Отделение дошкольного образования, опытные преподаватели которого помогают студентам получить одну из самых интересных и востребованных профессий.

В настоящее время во главе Отделения колледжа стоит грамотный и эффективный руководитель – Галина Нагорнова, которая создает творческое пространство, ведущее к развитию учреждения.

– В последнее время профессия воспитателя пользуется большой популярностью у абитуриентов. Например, в прошлом году мы перевыполнили план набора на данное направление – вместо 125 приняли порядка 200 новых студентов, – подчеркивает Галина Нагорнова.

Ветераны отделения

История колледжа началась в 1944 году. Шла война, но страна думала о будущем: указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны материнства и детства» предусматривал расширение сети детских садов. В соответствии с ним руководство области открыло в Иркутске дошкольное педагогическое училище.

Первый год учебы для 90 девушек был очень трудным. Уроки проходили в одном кабинете, после них студентки дежурили в госпиталях, собирали подарки для фронта, шефствовали над детскими домами, ездили с лекциями-концертами по деревням, с рассвета до темноты трудились в страдную пору в колхозах. И в то же время они страстно тянулись к знаниям. Ночами учились при свете керосиновых ламп, много читали, с большим увлечением занимались в кружках художественной самодеятельности.

В педколледже особое отношение к ветеранам образования – их опыт передают студентам, приглашают на важные мероприятия. Баса Израильевна Кауфман пришла в училище юной девушкой и выросла в эрудированного преподавателя биологии, опытного классного руководителя. В ее трудовой книжке единственная запись – «принята преподавателем в Иркутское педагогическое училище № 2».

– Тогда будущие воспитатели должны были знать названия комнатных и садовых растений и рассказывать о них детям, но у нас в училище еще ничего не было для наглядности, поэтому я проводила уроки на улицах Ленина, Седова, там, где были посадки, газоны, – вспоминает Баса Израильевна. – Добродушные хозяйки частных домов раскрывали нам окна и с удовольствием помогали мне рассказывать о комнатных растениях и об уходе за ними.

В 1946 году было введено преподавание музыки и пения. С методиками музыкального воспитания и ритмикой студентов училища знакомила Энна Минеевна Горбунова – отличник народного образования. Ее общий трудовой стаж составил 44 года. Выпускники помнят, как Энна Минеевна организовала кукольный театр, сама вместе с девочками играла в нем, стала организатором музыкальных вечеров на темы детских утренников.

От первого выпуска к статусу колледжа

В 1947 году область получила первых специалистов дошкольного образования – 63 человека. Тогда директором училища была назначена Евдокия Ивановна Белавкина, которая руководила им почти 20 лет. Особенно напряженными оказались первые годы работы. Трудно было с ремонтом учебного здания, отоплением, освещением, жильем для учащихся и для вновь прибывших преподавателей из Москвы и Ленинграда. Евдокия Ивановна нашла помещение под общежитие, а в 1965 году перевела училище в большее здание бывшей 32-й школы.

В 1954 году в училище было организовано заочное отделение, которое подготовило за эти годы более 5 тыс. специалистов. Через некоторое время открывается вечернее отделение. Начинается прием учащихся на базе восьмых классов. Возрастает потребность в преподавательских кадрах по математике, русскому и иностранному языкам, физике. В училище приходит плеяда молодых талантливых педагогов, в том числе его выпускников.

В декабре 1983 года директором училища стала Любовь Ивановна Колесникова. Ею были созданы условия для комфортного проживания коллектива в стенах колледжа, открыта столовая, введено самоуправление, усилено методическое обеспечение учебного процесса, внедрены новые педагогические технологии, выстроена тесная связь с практикой через интеграцию содержания всех дисциплин.

В 1996 году училище возглавила Надежда Георгиевна Тарабрина. С ее приходом укрепилась материальная база: в аудиториях появилась современная аудио- и видеотехника. Учебное заведение приобрело компьютерный класс, тренажерный зал, была расширена библиотека с читальным залом, проведен капитальный ремонт спортивного зала.

С 1999 года образовательное учреждение приобрело статус колледжа. Почти половина коллектива на тот момент была отмечена отраслевыми наградами и знаками отличия. Качественно иными стали учебно-исследовательские работы студентов, деятельность творческой лаборатории преподавателей, появилось научное студенческое общество.

Развитие в инновационном режиме

В начале 2000-х годов педколледж становится Федеральной экспериментальной площадкой по проблеме социальной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2005-м за многолетнюю успешную, высококвалифицированную подготовку выпускников учебное заведение получило престижную министерскую награду – диплом «Знак качества образования».

– Успешно защитили кандидатские диссертации по проблемам развития среднего профессионального образования преподаватели и методисты колледжа – Любовь Гаращенко, Ольга Панюкова, Анна Харитонова, Ольга Баранова, Марина Пазюкова, Елена Крыжановская, Вера Кустова, – перечисляет директор.

Сегодня колледж работает в инновационном режиме. Базами практики являются 32 лучших учреждения дошкольного образования Иркутска. В 2007 году колледж победил в международном конкурсе «Красивая школа», проводимом Российской Ассоциацией образования взрослых и Международной кафедрой ЮНЕСКО Академии управления «ТИСБИ», в номинациях «За развитие социального партнерства», «За продуктивные педагогические идеи». В 2008 году на форуме «Образование Приангарья – 2008» колледж стал лауреатом конкурса «Лучшее учреждение образования Иркутской области».

Функции воспитателя расширяются

Умело сочетая традиции и современные технологии, колледж ежегодно выпускает сотни воспитателей, которые трудятся в разных городах и районах Иркутской области. Многие из них в дипломах дошкольного педагога имеют дополнительные профессиональные модули. Иными словам, функции воспитателя расширяются – человек может преподавать в детсаду иностранный язык, вести кружковую работу, открыть частный садик.

– Социальное партнерство преподавателей отделения и педагогов образовательных учреждений Иркутска позволяет будущим специалистам оттачивать педагогические умения во время профессиональной практики, – резюмирует Галина Нагорнова. – Наши студенты учатся организовывать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка, проводить занятия по основным программам дошкольного образования, успешно взаимодействовать с родителями и коллегами.

Большинство студентов педколледжа активно участвуют в городских, областных и межрегиональных конференциях, мастер-классах по вопросам развития дошкольного образования. Ежегодно они пополняют ряды воспитателей детских садов региона, становятся заботливыми наставниками и верными друзьями маленьких жителей Иркутской области.

На правах рекламы