Спасатели установили памятную стелу капитану Чуйко
С 19 по 21 сентября 2014 года сотрудники ФГКУ «8-й отряд Федеральной противопожарной службы по Иркутской области», спасатели Северо-западного поисково-спасательного отряда и Байкальского поисково-спасательного отряда, члены молодежного туристическо-краеведческого клуба «Сталкер», а также добровольцы из Братска предприняли попытку разыскать место гибели легенды советской авиации – Григория Чуйко, совершавшего сложнейшие перелеты по воздушной трассе «Аляска-Сибирь».
Группа выехала в район возможного места катастрофы – поиски велись вблизи поселков Дальний и Заморский Нижнеилимского района. 21 сентября 2014 года был завершен первый этап поисково-исследовательских работ.
– Самолет Р-39 «Аэрокобра», на котором летал Чуйко, один из двух пропавших, но до сих пор не найденных на территории Приангарья самолетов, которые поставлялись в СССР по воздушной трассе «Аляска – Сибирь». Мы хотим установить место трагической гибели участника перегона, кавалера ордена Красной Звезды, боевого летчика-истребителя, капитана ВВС Красной армии Григория Чуйко, – пояснил руководитель клуба «Сталкер» Вячеслав Тищенко. – К сожалению, сведения о его личности сих пор – тайна за семью печатями. В биографии уроженца Артемовского района Сталинской области, окончившего 1-ю Краснознаменную школу военных пилотов в Севастополе, просматривается некая доля причастности к особым воинским поручениям. Последним местом его службы стал «АлСиб» – 5-й полк Перегоночной авиадивизии».
24 октября 1943 года самолет Р-39 № 220519 пропал в районе Нижнеилимска при перелете из Киренска в Красноярск. Заместитель командира авиаэскадрильи, капитан ВВС Григорий Чуйко, пилотировавший «Аэрокобру», погиб при невыясненных обстоятельствах.
– Известно, что родной авиаполк настойчиво искал каптала в течение месяца – это делали экипажи следом идущих перегонщиков, самолеты метеоразведки, но безуспешно, – продолжил рассказ Вячеслав Тищенко. – Возникает вопрос, почему его выпустили в полет вне «связки» – в то время перегонщики летали только группами. Мы можем предположить, что на борту был особый груз, например, дипломатическая почта.
В 2011 году «Сталкер» организовал две экспедиции в район предполагаемого падения самолета Чуйко – на границу Братского и Чунского районов. В мае-сентябре 2012 года вновь были предприняты попытки поиска самолета. Проведена аэроразведка, поиском на земле занимались и профессиональные пожарные авиаохраны лесов. Но поиски успехом не увенчались.
– Экспедиция – это дань памяти героическому подвигу советских летчиков в годы военного лихолетья, – рассказал начальник ФГКУ «8-й отряд ФПС по Иркутской области» полковник внутренней службы Игорь Кистенев. – Наши сотрудники и спасатели, имеющие большой опыт поисковой работы, живо откликнулись на призыв энтузиастов. В ходе экспедиции на горе Белый камень была установлена памятная стела с надписью: «Рядом с этой высотой проходила легендарная трасса перегона самолетов в рамках военной помощи от союзников. При перегоне потерпели катастрофу молодые парни – отчаянные пилоты и лучшие представители поколения победителей. Преклони голову и отдай дань памяти минутой молчания побывавший здесь».