Слагаемые успеха одаренных детей
Воспитанники усть-илимской школы искусств № 2 стали стипендиатами фонда «Новые имена»
Многим со стороны кажется, что люди, наделенные талантом, – своего рода баловни судьбы: у них есть известность, успех, почитание. Но те, кто им обладает, знают, что одного природного дара мало. «Успех – это лишь 5% способностей и 95% трудолюбия, усидчивости и упорства», считает директор школы искусств № 2 Усть-Илимска Татьяна Волкова. В прошлом году на международном конкурсе образовательное учреждение под ее руководством получило титул «Лучшая школа года». А в сентябре 2014-го сразу трое воспитанников усть-илимской школы искусств № 2 в рамках Музыкального фестиваля «Звезды на Байкале» стали стипендиатами межрегионального благотворительного фонда «Новые имена». Это Хадиджа Абдухоликова, Иван Попов, Светлана Богомолова.
Флейта – вечная подруга
– Хадиджа, как ты определилась с выбором музыкального инструмента?
– А я не определялась. Меня Валерий Иванович сам выбрал.
Способности девочки еще в детском саду заметил музыкальный работник и порекомендовал родителям записать Хадиджу на фортепиано. На подготовительных занятиях в школе искусств, когда ребятишек знакомили с многообразием музыкальных инструментов, преподаватель по классу флейты и кларнета Валерий Иванович Величковский сразу предложил ей заниматься на флейте. Опытный педагог, воспитавший плеяду талантливых учеников, сразу увидел в девочке необходимые задатки. Уже через год Хадиджа поехала на региональный конкурс в Красноярск и заняла третье место. В свои девять лет она – лауреат и дипломант конкурсов различного уровня – региональных, российских и международных.
– Ты волновалась на конкурсном прослушивании «Новые имена»?
– Совсем не волновалась.
– Волнение у неопытных или у необыгранных детей, – подключается к нашему разговору преподаватель. – Прежде чем ехать на конкурс, мы всю программу обыгрываем не только на репетициях, но и на различных городских концертах. За два месяца до конкурса занятия проходят ежедневно, практически без выходных. Все это дает детям чувство уверенности в себе, своих силах, и они психологически готовы выступать перед жюри, показывать все, чему их научили. Так что чувство страха им практически неведомо. На прослушивании она исполняла два разнохарактерных произведения: мелодичную «Сицилиану» Г. Форе и динамичную пьесу «Скерцино» И. Андерсена.
По сути, учишь всех одинаково, а результаты разные. Чтобы достичь успеха, необходимо несколько составляющих – талант, трудолюбие, целеустремленность. Все это у Хадиджи есть. С первых дней она показала себя прилежной ученицей, очень коммуникабельной, развитой, у нее красивая, правильная речь. Ну, и, конечно, поддержка родителей многое значит. Ее мама всегда сопровождает дочку на занятиях, ездит вместе с ней на конкурсы.
– Что дают занятия музыкой вашей дочери? – поинтересовались мы у мамы Хадиджи Елены Анатольевны.
– Меня радует, что у нее развивается хороший вкус, причем не только музыкальный, но и эстетический. Она гармонично развивается, у нее совершенно иной стиль общения со сверстниками, более уважительный, что ли. Плюс строгий режим дня. Хадидже так много надо успеть – и уроки сделать, и на флейте позаниматься, и поиграть в любимые игрушки. Все-таки она еще ребенок.
– Какие чувства вы испытали, узнав, что дочь стала стипендиаткой?
– Радость и гордость. Впервые я не сопровождала ее в поездке, поэтому эта победа – полностью заслуга дочери, ведь я не стояла у нее над душой (улыбается). Ну, и, конечно, хочется бежать и кричать: «Смотрите, какая талантливая у меня дочка!»
Волшебные звуки скрипки
Светлана Богомолова – не только самая юная участница конкурсного прослушивания «Новые имена», ей всего семь лет, но и единственная из трех возрастных групп скрипачка, которая удостоилась стипендии благотворительного фонда «Новые имена». В ее портфолио уже есть немало значительных наград, в числе которых три медали за победы в международных и всероссийских конкурсах.
Светланке не было и четырех лет, когда мама привела ее к преподавателю по классу скрипки Елене Владимировне Абашиной. Педагог практикует занятия с детьми с трех лет, так как считает, что в этом возрасте у ребятишек чистый мозг, не зашлакованный бытийной информацией – телевизором, компьютером. Через игру, сказочные образы, сами того не осознавая, малыши впитывают огромный пласт классики.
– Формула успеха заключается в том, что помимо таланта, которым обладают абсолютно все дети, необходимы ежедневные многочасовые репетиции. Чем больше ребенок занимается, тем больших успехов он достигает. Это правило действует везде – и в искусстве, и в спорте, – рассказывает Елена Абашина.
Как самая юная участница, Светлана первой выступала на прослушивании, она исполнила первую часть концерта № 2 Комаровского и «Колыбельную» К. Стеценко. Эти произведения дети обычно начинают изучать только в четвертом классе.
– Среди всех музыкальных инструментов скрипка считается одним из самых сложных, – поясняет преподаватель. – Играть надо стоя, руки задействованы в разных плоскостях: левая – в горизонтали, правая – в вертикали. Трудность в том, что правая рука сильная, и необходимо сделать ее гибкой, мягкой, чтобы скрипка запела в руках. И здесь очень важна техника владения смычком. Если ребенок владеет смычком, это уже огромный прыжок в развитии. На всех конкурсах смотрят, насколько свободно ребенок владеет смычком. 80% успеха скрипача заложено в правой руке. Есть такой термин – «скрипичный звук» – это звук, который смог оживить ребенок. Не только движением руки, но эмоциональным наполнением. И это самое ценное, когда ребенок через свой инструмент воспроизводит живой, волшебный, хрустальный звук.
– У Светы уже выработался смычковый звук?
– Чтобы звук был хорошим, человек должен обладать каким-то жизненным опытом, прожить определенные эмоции, чтобы передать всю гамму чувств через инструмент. Могу сказать, что у Светланы, несмотря на ее юный возраст, все это есть. Она очень упорная, трудолюбивая, ответственная. На мастер-классе московский профессор Г.Г. Казазян отметил, что у Светы уже стабилизируется взрослый профессиональный скрипичный звук. Безусловно, эта база еще будет шлифоваться, звук дорабатываться. Ведь одно дело, когда преподаватель на что-то укажет, и совсем другое – когда она сама услышит через воспроизведение своей руки то, что будет у нее в душе. Ведь если человек одухотворен, то через инструмент он покажет всю эстетику звука, всю теплоту и воспитанность.
Хочу отметить, что львиная доля подготовки ребенка ложится на родителей. Очень благодарна, что родители Светы не заставляют, а очень мягко, бережно ее направляют по творческой дорожке. Когда мы берем новую тему, бывают неудачи. Мама поддерживает дочку своей любовью, добротой и заботой. И это важная составляющая, чтобы показать успех, гениальность ребенка…
– Света, ты сама выбрала скрипку?
– Нет, я тогда еще не знала, что есть такой инструмент. Меня мама в школу привела.
– Нравится заниматься?
– Очень, я люблю скрипку, мне нравится, что у нее волшебный звук. И мне очень нравится мой преподаватель.
– Ты уже думала, кем станешь, когда вырастешь?
– Да, я хочу свою жизнь связать с музыкой, выступать на сцене.
Балалайка – страсть народная
Уже в два с половиной года Ванюшка Попов выказал свою любовь к русскому народному инструменту – балалайке. Папа нажимал лады, а сын – ритм. Поэтому никто не удивился, когда отец мальчика – Игорь Владимирович Попов – преподаватель по классу баяна и гитары в усть-илимской школе искусств № 1, привел Ивана во вторую школу на класс балалайки к преподавателю Валентине Ивановне Хижняк.
– Четвертый год Ваня у меня занимается, сейчас ему 10 лет. Свои незаурядные способности мальчик проявил сразу. По сути, никакой предварительной подготовки у него не было, когда начал заниматься, все схватывал буквально не лету. Уже через полгода он принял участие в международном интернет-конкурсе и занял первое место. Во втором классе он выехал на конкурс за пределы города. Поездка получилась довольно длительной. Сначала на региональный конкурс в Братск отправился, а потом сразу в Нижний Новгород. В прошлом году также успешно выступал на различных зональных, всероссийских и международных конкурсах – в Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ.
– Какие произведения Ваня исполнял на прослушивании?
– По условиям конкурса нужно было показать специфические приемы игры на инструменте. А на балалайке их очень много, столько нет ни на каком другом инструменте. Основные – тремоло, бряцание, а также вибрато, одинарное, двойное пиццикато и другие. Иван уже почти все варианты игры на балалайке освоил. На прослушивании он исполнял «Сицилиану» Дж. Перголези и обработку А. Шалова русской народной песни «Валенки». Эту программу Ваня обкатал еще в прошлом году на различных концертах. Он вообще очень много выступает, и один, и в составе ансамбля «Экспромт». В ансамбль он вошел со второго класса, хотя по программе это предусмотрено с четвертого.
Детские пьески Ивану скучно исполнять. Сейчас замахнулись на обработку А. Шалова старинного русского романса и взяли вариации П. Нечипоренко на тему Паганини. Даже в свободное от занятий время он слушает серьезную музыку, Баха, например.
– А помимо музыки ты, Ваня, чем интересуешься?
– Люблю рисовать, мультики смотреть. С папой люблю на охоту, рыбалку ездить, за грибами и ягодами ходить. В этом году мне удалось маховики и рыжики найти. Люблю читать про лес, природу. Из школьных предметов мне нравятся астрономия, география.
– Что тебе больше всего запомнилось на конкурсном прослушивании?
– Когда мы выступали на гала-концерте в областной филармонии, мне очень понравился зал, там отличная акустика. И во время закрытия церемонии мы со Светой Богомоловой гасили символический очаг, который на открытии зажигал министр культуры.
– Тебе нравится заниматься на балалайке?
– Конечно. Считаю, что мне повезло, потому что талант мне передался от папы и от бабушки. Они тоже играют на различных инструментах.
– А у тебя много наград?
– Очень много. Четырнадцать наград и дипломов, несколько премий.
Говоря о слагаемых успеха этих одаренных ребят, нельзя не сказать о роли концертмейстеров. Бесспорно, хороший концертмейстер – это счастье и для педагога, и для ученика. На сцене юные музыканты не чувствовали себя в полном одиночестве, поскольку играли в сопровождении своих концертмейстеров. Хадиджа – с Екатериной Михайловной Кудрявцевой, Светлана – с Анной Игоревной Лейбкович, Иван – с Александром Васильевичем Квачом. Они тонко чувствовали и грамотно оттеняли выступления солистов. И жюри конкурсного прослушивания было единогласно во мнении: усть-илимские музыканты – одни из лучших в области!