17.10.2014 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
17.10.2014 07:15

Владимир Фокин: Кинорежиссером может стать каждый

Иркутск посетил «Кинопоезд ВГИК – 95». Знаменитые выпускники, талантливые студенты и их преподаватели в начале октября провели ряд мастер-классов и творческих встреч с жителями столицы Приангарья. На площадке Дома кино известный советский и российский кинорежиссер, сценарист и актер Владимир Фокин прочитал лекцию о мастерстве режиссера.  

Владимир Фокин пришел в кино в 33 года, окончив режиссерский факультет. Но сначала были электромашиностроительный факультет Донецкого политехнического факультета, работа на кафедре инженером, служба в войсках ПВО. Сейчас мастер преподает во Всероссийском госуниверситете кинематографии (ВГИК) и на высших курсах сценаристов и режиссеров. За его плечами – девять полнометражных работ. Он считает, что кинорежиссером может стать каждый человек в любом возрасте. Многие владеют этими навыками уже в детстве.

– Дети читают книги с иллюстрациями. Рисунки помогают лучше понять ту реальность, которую хотел показать автор. Со временем мы отказываемся от иллюстраций в книгах. Нам хватает нашего жизненного и зрительного опыта, чтобы представить то, что мы читаем. В момент прочтения книги мы выполняем работу всех членов съемочной группы – помещаем героев в определенную среду, одеваем, придаем им облик, приписываем те или иные свойства. И здесь начинаются проблемы.

Люди прекрасно представляют, как может выглядеть фильм, но оказываются совершенно беспомощными, когда приходится реализовать замысел, – говорит Владимир Фокин. 

К примеру, по его словам, на первом курсе ВГИКа студенты могут серьезно критиковать таких великих режиссеров, как Феллини, Тарковский, Висконти. Но как только появляется необходимость развести простейшую мизансцену, объяснить задачу актерам, склеить два куска пленки, то «у них волосы поднимаются дыбом, и оказывается, человек шагу не может ступить на этом пути».

Каждый член съемочной группы видит картину по-своему и каждый пытается склонить режиссера на свою строну. При этом главная задача режиссера – убедить талантливых, профессиональных людей в том, что его версия интереснее. Нужно суммировать желания и идеи каждого из участников и направить их на реализацию режиссерского замысла. Для этого будущие кинематографисты начинают обучение с простых упражнений. 

– Во ВГИКе люди учатся говорить на другом языке, другими средствами выразительности. И это не преувеличение. Режиссерская работа – дело божественное, ведь речь идет о творении. Режиссер приводит свою команду в пустые стены и начинает творить свой мир, формирует среду. С ним работает художник-постановщик, приходят актеры, из которых нужно вылепить настоящих людей и наполнить их теплой человеческой кровью. Важно, чтобы актеры были человекообразные, а не ходульные, как в большинстве телевизионных сериалов, в которых актеры, как стадо идиотов, произносят заученные, чужие слова, и делают это плохо. Поэтому я смотрю телевизор спиной. Смотреть не на что – ни игры, ни изображения. В плохо поставленной актерской игре положительные и отрицательные персонажи ярко выражены. Честно признаюсь, таких людей в жизни я не встречал никогда. Это штампы. У меня в кино нет ни хороших, ни плохих, – признается мастер.

За время обучения студенты должны снять определенное количество картин. Первая работа – немой озвученный этюд, где используются все средства выразительности, кроме диалогов. Затем идут полноценная работа с применением всех выразительных средств, курсовая работа и дипломная. К слову, свою дипломную работу «Смерть чиновника» мастер показал иркутскому зрителю. Кроме того, Владимир Фокин представил дипломные работы своих учеников. Несмотря на то что во ВГИКе работают две кафедры – игрового и неигрового кино, мэтр предпочитает стирать грань между этими двумя направлениями: 

– Современный режиссер не знает, как стартовать. Неизвестно, на каком поле ему улыбнется удача, где он получит работу. Я стараюсь учить ребят в широком диапазоне.

Документальная работа выпускника Фокина, нашего земляка Валерия Шевченко, руководителя Иркутской студии пантомимы, получила не одну награду. Его картина «Внутри квадратного круга» рассказывает о том, что происходит после самой главной новогодней елки страны. Пять тысяч детей после представления строем выводят на площадь, где их должны встретить родители. Но праздничное настроение сменяется настоящей паникой и истерией. При просмотре фильма складывается впечатление о несовершенной организации и абсурдности мероприятия и ситуации. Владимир Фокин, разбирая эту работу, заметил, что документальное кино манипулирует зрительским сознанием:

– Все, что мы в нем видим, это одновременно правда и ложь. Из материала одной документальной работы можно сделать две полярных по смыслу картины. Документальное кино способно исказить действительность. С помощью кино можно вести агрессивную пропаганду. Мы можем наблюдать это на материалах, снятых на Украине.

В числе прочих, режиссер коснулся темы местного кинопроизводства. Полнометражные работы, созданные в регионах, по словам Владимира Фокина, это редкость. В основном на фестивалях демонстрируется кино, произведенное в столице. Кинематографист надеется, что открытие по стране филиалов ВГИКа будет способствует росту регионального кино. По его мнению, чаще всего местные режиссеры занимаются текущими задачами, делают телевизионные работы, но не полноценные игровые картины. 

В рамках мероприятий акции «Кинопоезд ВГИК – 95» местные режиссеры смогли не только посмотреть чужие работы, но и показать свои. К примеру, состоялось обсуждение фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири», снятого иркутским кинематографистом Юрием Яшниковым. Кстати, Иркутск стал первым городом, где участникам кинопоезда показали полнометражный фильм, снятый в регионе и получивший прокат по России.