Потомки столыпинской реформы
Село Ахины можно с полной уверенностью назвать одним из самых отдаленных населенных пунктов Эхирит-Булататского района – от поселка Усть-Ордынский он отделен почти «километровой сотней». Тем не менее, как удалось выяснить, инфраструктура населенного пункта Эхиритской глубинки развита весьма неплохо. Об этом нам стало известно со слов главы муниципального образования «Ахинское» Галины Багаевой.
– Основываясь на исторических фактах и сведениях, наше поселение изначально должно было именоваться Пономаревым (или Пономаревским) – то есть по фамилии первопроходца, прибывшего осваивать нашу местность. В архивной церковной записи так и обозначено: «…В 1910 году был создан Пономаревский переселенческий участок, в который прибыло 16 семей из Пимского района Гродненской области Белоруссии». И уже в состав участка входило Ахинское сельское общество. Первыми ходоками в нашей местности были малоземельные крестьяне Иван Псешеница, Петр Кобак и другие. Первоочередной задачей было выкорчевывание леса, застройка, культивация земель. Первопроходцам пришлось нелегко: они были совершенно не знакомы с особенностями климатических условий; и поэтому самый первый урожай «благополучно» заморозили – засыпав зерно в специальные ямы (как это принято в Белоруссии), в результате оно пришло в негодность. Только в следующем году на помощь переселенцам пришли представители коренного населения – буряты, которые научили белорусов правильно заготавливать и хранить урожай. Кстати, основную часть Ахинских домов построили также буряты – они подряжались тогда на эту работу всего за два мешка зерна – смешную по нынешним временам плату.
В дальнейшем между представителями вышеупомянутых национальностей сложились довольно прочные товарообменные отношения: белорусы обменивали овощи на мясо.
– В 1963 году в нашей местности располагалась геологическая база, – повествует Галина Доржиевна. – Московские специалисты видели серьезные предпосылки для изыскания нефти. Однако поиски эти не увенчались успехом – подземное топливо добыть не удалось. По одной из многочисленных версий, этому воспрепятствовали местные старейшины-шаманы, которые не хотели, чтобы землю их предков «ранили» буровые вышки. Но это все – на уровне легенды.
Легендами Ахинский край не беден – чего стоит местность под названием Баянхал, куда за своеобразным сакральным очищением приезжают даже высокопоставленные чиновники.
В состав муниципального образования «Ахинское», население которого исчисляется почти двумя тысячами человек, входит пять населенных пунктов: собственно центральная усадьба и небольшие селения – Байтог, Тимошинск, Бухтумур и Серафимовск. Инфраструктура представлена двумя школами, двумя детсадами, тремя фельдшерско-акушерскими пунктами, тремя почтовыми отделениями. Сданное в эксплуатацию два года назад здание Ахинской школы, построенное по современным технологиям, способно принять ребят из трех сел МО. Решен вопрос и с подвозом школьников на автобусах. И это весьма актуально – хотя населенные пункты расположены недалеко от Ахин, главную опасность при передвижении по проселочным дорогам испокон веков представляют волки.
В последний раз серый хищник был подстрелен два года назад; до этого, на протяжении нескольких лет они буквально бродили по улицам. Сократить численность волков удалось благодаря стараниям местных охотников.
– К огромным заслугам белорусских переселенцев, которые здесь уже в пятом-шестом поколении, нужно отнести то, что на протяжении столетия они сумели сохранить самобытность, родной язык, традиции, – говорит глава МО. – Ежегодно в селе проводят национальные праздники, особенно ярко выглядят такие, как Дожинки, Купалье. Эти события привлекают в Ахины туристов и гостей из соседних населенных пунктов. Так, сохраняя традиции, село живет и развивается.