Философский примитивизм Андрея Поздеева
Первая персональная выставка одного из крупнейших российских художников второй половины ХХ века, которого часто называют сибирским Пикассо, под названием «Известный и неизвестный Поздеев» прошла в Иркутске в новом здании арт-галереи DiaS в 130-м квартале. По словам директора красноярского фонда Андрея Поздеева Валерии Гурьяновой, экспозиция стала знаковой в деле популяризации наследия мастера, ведь он всегда мечтал выставиться в Иркутске, но не смог сделать этого при жизни.
– Художник очень хотел представить свое творчество именно в вашем городе, – отметила Валерия Гурьянова. – И сейчас мы словно исполнили его завещание. Сам Андрей Поздеев был очень простым и открытым человеком и всю жизнь честно служил искусству.
Если внимательнее приглядеться к живописным и графическим образам мастера, то за кажущейся простотой вдруг проступает удивительная точность обобщения и способность увидеть и выразить истинную сущность вещей и явлений. Ярким примером такой типизации может служить работа «Музыканты. Реквием», где скрипач, виолончелист и флейтист изображены обнаженными, с инопланетными лицами, словно вылепленными из грязно-розового пластилина телами. Возможно, картина является символом самой сути подлинного творческого процесса, который заставляет художника, в широком смысле этого слова, в процессе творчества полностью душевно обнажаться перед зрителем, быть беззащитным и уязвимым. Именно Андрею Поздееву были понятны мотивы и последствия такой предельной честности, ведь из-за неумения кривить душой в творчестве, он почти всю свою жизнь прожил в нужде. «Я хочу быть бедным, потому что я хочу быть свободным!», – утверждал он и платил за свободу тем, что иногда даже не имел денег на холст и краски.
– Сегодня современным искусством никого не удивишь, а в 1950-е годы, особенно в нашей стране, работы Андрея Поздеева были настоящим взрывом, – отметила директор арт-галереи DiaS Диана Салацкая. – При этом он – один из немногих художников Сибири, который был принят творческим сообществом практически сразу. Однако власти не признавали его искусства, но это не помешало ему оставаться верным самому себе до конца дней.
Всего в экспозиции представлено более 60 живописных и графических работ, созданных в 1960–1990-е годы. Среди них несколько серий: «Цветы», «Портреты», «Абстракции», «Корабли», «Пейзажи». Большинство работ на выставке выполнены в духе примитивизма. И людям не сведущим в изобразительном искусстве они могут показаться слишком простыми. В этом случае зрителям стоит вспомнить слова великого Пабло Пикассо, который признавался, что он всю жизнь учился рисовать, как ребенок, а также взглянуть на более ранние живописные и графические работы Андрея Поздеева. Тогда даже самые ярые скептики увидят его мастерство рисовальщика и то, что, продолжив идти по пути реализма, он и в этом направлении мог бы достичь высот. Но Андрей Поздеев не хотел идти проторенным путем и к концу жизни стал настоящим классиком современного авангардного искусства.
– Когда в Красноярск приезжают туристы, они вспоминают две фамилии, знаковые для нашего города – Суриков и Поздеев, – отметила Валерия Гурьянова. – Кстати, Андрей Поздеев в классификаторе всех художников страны занимает позицию 2А. Поясню, что к первой категории причисляют самых известных художников страны, со дня смерти которых прошло 100 лет, а во вторую категорию входят лучшие художники современности. Литера А обозначает самый верхний уровень в этом разделе, то есть наивысшую категорию.
Поэтому первую персональную выставку Андрея Поздеева можно по праву считать значительным событием для иркутской культуры, даже несмотря на то, что на ней была представлена только десятая часть работ мастера.
Всего в фонде Андрея Поздеева – 500 живописных и 200 графических произведений. Они регулярно экспонируются в России и за рубежом.
– Андрей Поздеев – удивительный художник, который особым образом работал с цветом и формой, не изменяя себе, и в этом его непреходящая ценность, – отметил министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников. – Особенно приятно, что он был сибиряком, и его картины мы увидели в новой галерее современного искусства, которая и впредь будет работать на благо культуры нашего региона.