Бюджет-2015 выдержал первый экзамен

На первой из двух запланированных на ноябрь сессий Законодательного Собрания, прошедшей под председательством Людмилы Берлиной, было рассмотрено два десятка законопроектов, большая часть которых принята в окончательном виде.

Новая индустриализация не отменяется

Как мы уже писали, падение цен на мировых рынках на углеводороды, золото и цветные металлы больно ударило по экономике Иркутской области, имеющей экспортную направленность. Кризисная ситуация может затянуться, поэтому в основу бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов был положен не умеренно оптимистический, а умеренно консервативный прогноз социально-экономического развития, являющийся, по словам министра финансов области Наталии Бояриновой, наиболее реалистичным и сбалансированным, при этом «гарантирующим исполнение всех социальных обязательств».

На будущий год запланировано собрать в бюджет собственных налоговых и неналоговых поступлений 84 млрд рублей. Вместе с безвозмездными перечислениями из федерального бюджета общая доходная база бюджета-2015 составит 98,8 млрд рублей. Они, к сожалению, не покрывают всех необходимых расходов областной казны и дефицит определен в 10,2 млрд рублей. В последующие два года он будет возрастать до 11,7 млрд рублей в 2016 году и 12,8 млрд рублей – в 2017 году.

Вот эти набегающие цифры дефицита и насторожили некоторых депутатов. Поскольку для его покрытия потребуется привлекать банковские кредиты, не нарастим ли мы в течение трехлетия госдолг, угрожающий финансовой стабильности области, спрашивали они. Как заверила Наталия Бояринова, работа по уменьшению госдолга области ведется постоянно, и Приангарье, в сравнении с другими субъектами Российской Федерации, выглядит более чем достойно.

Ее поддержал и сенатор Виталий Шуба. По его словам, это заблуждение считать, что весь дефицит будет покрываться только за счет банковских заимствований, отягощая госдолг области.

– С одной стороны, темпы развития экономики в Иркутской области выше российских показателей, а значит, мы можем рассчитывать на получение дополнительных доходов. С другой стороны, поддержку регионам окажет федеральный бюджет. На будущий год предусматривается дотация из фонда финансовой поддержки в размере 2,8 млрд рублей, еще 1,3 млрд отпускается на выполнение майских указов президента и почти полмиллиарда рублей на строительство жилья для детей-сирот.

По мнению Виталия Шубы, есть очень удобный способ пополнения областной казны – это вхождение в федеральные программы. Его точку зрения поддержал и губернатор области Сергей Ерощенко. Еще два года назад, отметил он, область неактивно участвовала в российских программах, а сейчас совместная работа с федеральным бюджетом на принципе софинансирования – обычное дело.

– У нас стабильно увеличивается социальная доля бюджета, составляющая сейчас 71%. И в то же время – это бюджет развития. Никогда область не строила такого количества школ и дошкольных учреждений. И, может быть, строила бы еще больше, не выбирай мэры вместо типовых проектов какие-то вычурные, дорогостоящие в исполнении. За это мы будем наказывать. Надо рачительно относиться к бюджету. Особенно сейчас, когда у нас каждая копейка на счету.

Как заявил Сергей Ерощенко, поставленная им еще два года назад задача возвращения области статуса промышленного региона страны, не отменяется.

– Мы ежедневно рассматриваем и обсуждаем параметры десятков инвестиционных соглашений с предприятиями, ставшими нашими партнерами. Мы тянем ЛЭП в Бодайбинский район, страдающий от дефицита электроэнергии, ведем газ в Усть-Кут, работаем вместе с Роснефтью по усольской промышленной площадке, уберегая ее от распила.

После продолжительного обсуждения параметров бюджета на 2015 год и два последующих, занявших почти два часа, законопроект был принят в первом чтении большинством голосов. Как сказала председатель по бюджету ЗС Наталья Дикусарова, все пожелания депутатов будут учитываться при подготовке проекта ко второму чтению, которое состоится через две недели.

Новые правила для муниципалитетов

Ряд законопроектов, рассмотренных на сессии, касался муниципального устройства.

Во-первых, изменен порядок формирования представительного органа власти поселений. Если раньше он непременно должен был создаваться в каждом населенном пункте, где численность жителей, обладающих избирательным правом, превышала 100 человек, то сейчас, согласно федеральному, а теперь и областному закону, эта планка увеличена до 300 жителей. При этом все права депутатского корпуса передаются сельскому сходу.

Во-вторых, нередки случаи, когда в аппарат администрации муниципалитетов попадают малокомпетентные люди, не владеющие ни финансовыми, ни юридическими вопросами, наносящие тем самым ущерб местным бюджетам. В целях повышения уровня профессионализма в закон «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» внесено квалификационное требование – обязательное наличие высшего образования для служащих, замещающих старшие должности муниципальной службы.

В-третьих, продлено на год действие закона «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения». Сейчас на поселенческие МО навешано до 30 и более полномочий, которые они просто не в силах исполнять. Понимая это, федеральный законодатель внес поправки в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», оставив 13 обязательных полномочий и разрешив региональным властям перераспределять остальные между органами власти поселений и районов. Потребуется не менее года, чтобы точно поделить исполнительную власть между муниципалитетами первого и второго уровней. А пока сельские поселения будут жить с прежним грузом полномочий.