28.11.2014 07:15
Рубрики
Общество
28.11.2014 07:15

Дважды на одни и те же грабли

Как известно, реклама – двигатель прогресса. С этим можно согласиться, если она не «липнет» к тебе как использованная жевательная резинка. Не подкарауливает тебя в самое неожиданное время (в виде полуночного смс-сообщения) и не появляется там, где ее совсем не ждешь. Например, на квитанции, предназначенной для оплаты коммунальных услуг. Фактор неожиданности «рекламных пауз» иногда может вывести из себя и человека со «стальными нервами». Как результат – жалобы в антимонопольное ведомство.

В практике антимонопольной службы региона таких жалоб немного. Жалко тратить свое время на такую вроде бы мелочь. Зато твердо решившие наказать производителей назойливой рекламы на квитанциях лицевых счетов своего добились. Все подобные дела, рассмотренные Иркутским Управлением ФАС, вероятнее всего, окончатся для рекламодателей обвинительным вердиктом и денежным штрафом. По одному из дел суды двух инстанций уже поддержали позицию антимонопольного ведомства в этом вопросе.

Так, в середине прошлого года в антимонопольную службу пожаловался житель Иркутска. Его возмутило, что на обратной стороне карточки лицевого счета от ОАО «Западное управление ЖКС» на оплату коммунальных услуг размещено сразу несколько рекламных информаций. Возможно, сумма за «коммуналку» на бланке платежного документа испортила жильцу настроение. А тут еще и призывы потратить свои «кровные» непонятно на что…

В ходе рассмотрения дела комиссия УФАС выяснила, что распространителем является ООО «Иркутская процессинговая компания», занимающаяся ведением лицевых счетов, выдачей квитанций об оплате за ЖКХ. На квитанции размещалась реклама мебельного магазина, а также рассрочки и кредита на приобретение товара. Потенциальному покупателю оставалось лишь догадываться, кто предоставляет такие услуги.

Участники данной PR-акции: индивидуальные предприниматели, управляющая компания ЖКХ, медиа-агентство и ООО «Иркутская процессинговая компания», которая уже четырежды была признана виновной в совершении административных правонарушений. Каждый раз компании назначался штраф в 100,5 тыс. рублей, что в сумме составило более 400 тыс. рублей. Она пыталась оспаривать эти решения УФАС в суде, но суд во всех случаях подтверждал правильность позиции антимонопольного органа. Интересно, что к дорогостоящему процессу изготовления и распространения рекламы было привлечено столько посредников.

Еще одно похожее дело было рассмотрено в конце лета 2014 года. На квитанциях за коммунальные платежи от ТСЖ «Волна Ангары» рекламировались финансовые услуги Азиатско-Тихоокеанского Банка, а именно, высокая процентная ставка по денежному вкладу. Специалисты Иркутского УФАС России выяснили, что привлекательный процент действовал только в первый период нахождения денежных средств во вкладе (один-три месяца). В последующие периоды ставка существенно снижалась. То есть информация о реальных условиях данной услуги, влияющих на сумму доходов, была недоступна, что является нарушением закона «О рекламе». Впрочем, банк открестился от рассмотрения дела, предоставив в антимонопольную службу информацию о своей непричастности к инциденту.

На рассмотрение дела в УФАС прибыли заявитель – житель многоквартирного дома по улице Гидростроителей в Иркутске и председатель ТСЖ «Волна Ангары», которое взяло на себя управление этим домом. В ходе разбирательства председатель товарищества всю вину за появление ненадлежащей рекламы в платежном документе переложил на бухгалтера, которая в целях экономии бумаги взяла в офисе Азиатско-Тихоокеанского банка черновые бланки листов. И тут же пояснил, что в настоящее время данная реклама на оборотных сторонах квитанций лицевых счетов не распространяется. Заявитель эту информацию подтвердил, в связи с чем комиссией было принято решение не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. На товарищество «Волна Ангары» наложен административный штраф в размере 100,5 тыс. рублей.